Источник: http://www.forbes.ru/sobytiya-column/213540-borba-s-korruptsiei-mnogo-shuma-malo-ekonomiki
Автор: Александр Малютин, журналист
19 ноября 2012 12:49
Новая антикоррупционная кампания: много шума, мало экономики
В отсутствие системных изменений арест коррупционера приведет только к обострению конкуренции за освободившееся теплое место
Свежие телекартинки роскошной жизни государственных менеджеров и чиновников могут создать впечатление, что борьба с коррупцией в стране началась каких-нибудь две недели назад. Это далеко не так. Спросите подмосковных прокуроров, покупателей томографов или, к примеру, бывшего главного юриста Минсельхоза Олега Донских, сбежавшего за границу, — они подтвердят. Война с коррупцией вечна, как и сама коррупция, а отличие нынешнего этапа от предыдущих лишь в том, что линия фронта приблизилась к высшим чинам правительства и администрации президента, который как раз сейчас дописывает послание Федеральному собранию. «Что-то там будет? Путин 2.0? Евразийский выбор?» — гадают пикейные аналитики.
В политическом смысле это, конечно, важно, а вот в экономическом не очень. Слегка циничный, но адекватный взгляд на теневую экономику в целом и коррупцию в частности рассматривает ее как обычный бизнес, только со специфическими рисками. Отмечается также, что борьба с коррупцией требует расходов, и чем более тщательную прополку чиновников-сорняков мы затеваем, тем больше затраты. В какой-то момент они становятся равными потерям от коррупции, а значит, дальнейшие усилия по избавлению от скверны просто не окупятся. Увы, но так.
Жизнь бесквартирного военнослужащего знакома мне не понаслышке, так что когда по телевизору показывают мытарства очередного бомжа в офицерских погонах на фоне подготовки шефа «Славянки» Александра Елькина к дню рождения с участием Дженнифер Лопес, равнодушным оставаться трудно. Но давайте ответим себе на вопрос: а что, если Елькина посадят, заслуженный подполковник из коммуналки переедет в отдельную квартиру? Или, быть может, в бюджет вернется ущерб, который, как подозревает следствие, нанесла деятельность Елькина? Не вернется. Наоборот, в бюджете придется найти деньги, чтобы дать тому подполковнику квартиру, а дать-то надо, ибо ну сколько же можно издеваться. Услав на зону одного только поклонника Джей Ло и не изменив в корне схем работы его конторы, мы не добьемся ничего, кроме обострения конкуренции за освободившееся теплое место. Про изменение схем между тем пока ничего не слышно.
Глава президентской администрации Сергей Иванов, который заявил, что махинации вокруг ГЛОНАСС он подозревал еще два года назад (и не он один), но терпел, чтобы не спугнуть злоумышленников, не случайно отметил, что в системе наказаний для коррупционеров не хватает возмещения ущерба: «Было бы очень хорошо, когда такие преступления заканчивались бы не только судебными приговорами, но и конфискацией всего имущества, нажитого преступным путем».
В противном случае к ущербу, который нанес обществу коррупционер, просто добавляются расходы на усилия правоохранительных органов по его поимке, а затем еще и затраты пенитенциарной системы. И больше, с народнохозяйственной точки зрения, ничего не происходит. Даже в случае посадки нечистый на руку чиновник, в сущности, получается не наказанным, а совершившим сделку — он просто отдал государству свои несколько лет тюрьмы в обмен на коттедж, кутеж со звездами, миллионный счет и т. д.
Случай с бывшим замглавы Минрегиона Романом Пановым, который в числе прочего занимался подготовкой саммита АТЭС, наводит на совсем уж печальные мысли.
Вспомним советские времена. Махинации, конечно, были. Можно было оформить сбор урожая выходным днем вместо буднего и получить за это надбавку. Можно было убрать строительный мусор с площадки при помощи бульдозера (за бутылку бульдозеристу), а оформить это как ударный ручной труд. Но практически невозможно было приписать к собранному урожаю лишние тонны или закрыть фиктивный наряд на уборку мусора, то есть работы пусть с грехом пополам, но производились. В деле же Панова, как полагают следователи, близкие к чиновникам Минрегиона подрядчики не делали ничего вообще. На сей раз — спустя два месяца после саммита —- это удалось заметить. Но сколько по всей стране таких оплаченных, но невыполненных контрактов, можно только догадываться.
Пока не изменятся сами схемы и принципы работы ведомств и госкомпаний, ожидать экономического эффекта от антикоррупционных кампаний не приходится. Оставшиеся на свободе чиновники решат, что Елькину, Панову и кому там еще — просто не повезло. Не того покровителя выбрали, в лотерею проиграли, попали под лошадь. А нам повезет больше, мы умнее и учтем опыт. И все останется как было, риски уравновесятся ценой.