Госдума отделила бытовое мошенничество от экономического
Государственная дума РФ детализировала статью "мошенничество" Уголовного кодекса (УК) РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 23 ноября соответствующие поправки в УК Госдума приняла во втором и в третьем чтениях. Закон, внесенный Верховным судом, дополняет статью 159 УК ("мошенничество") шестью подразделами, более детально прописываются диспозиции и санкции за махинации при кредитовании и получении выплат, за мошенничество с платежными картами и при осуществлении инвестиционной деятельности, а также за махинации в сфере страхования и компьютерной информации. Депутаты Госдумы "развели" поправками "бытовое" мошенничество и мошенничество в предпринимательской сфере, установили запрет на возбуждение уголовных дел по этой статье без заявления потерпевшего. Закон ужесточает ответственность за мошенничество в крупном размере, повышается штраф с 10 тыс. до 80 тыс. рублей, и распространяет эту ответственность также на мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение.
При этом крупным признается мошенничество с имуществом дороже 1,5 млн рублей, а особо крупным - более 6 млн. Вводится уголовная ответственность за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации. За это будет грозить штраф до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до четырех лет. В Уголовно-процессуальный кодекс РФ вносятся поправки, в соответствии с которыми по заявлению потерпевшего будут возбуждаться уголовные дела по таким видам мошенничества, как присвоение или растрату имущества, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием - если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или членом органа управления коммерческой организации в связи с управлением этой организацией, либо в связи с осуществлением ею предпринимательской деятельности. Исключения составят лишь преступления, причинившие вред государственным или муниципальным предприятиям, госкорпорациям, госкомпаниям, коммерческим организациям с прямым участием государства или муниципалитета в уставном капитале, либо если предметом преступления было государственное или муниципальное имущество.
Помимо изменения законодательства не менее важной является смена тенденций в правоприменительной практике, подчеркнул, комментируя принятие закона глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников ("Единая Россия"). Организаторы так называемых "заказных" уголовных дел должны с неизбежностью отвечать за свои действия, для этого в действующем УК есть достаточно инструментов, отметил парламентарий. "Только сочетание этих двух аспектов позволит снизить число ошибок и злоупотреблений в ходе возбуждения уголовных дел о мошенничестве, будет способствовать более четкому разграничению уголовно-наказуемых деяний от гражданско-правовых отношений", - заявил Крашенинников.