Виктор Христенко о единой валюте ЕЭП: "В ближайшие 5 лет эта тема не актуальна"
На пути интеграции Белоруссии, России и Казахстану предстоит многое сделать, при этом единая валюта Единого экономического пространства - не самый важный вопрос на повестке дня. Об этом в опубликованном 28 ноября интервью белорусскому изданию "Советская Белоруссия" (орган Администрации президента Белоруссии) заявил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. "Говоря о нынешнем этапе интеграции, мы подразумеваем прежде всего первую из четырех "свобод", задача построения которых поставлена главами наших стран в контексте создания Единого экономического пространства. Четыре "свободы" - это свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Пока мы в основном оперируем движением товаров. И когда мы сегодня говорим о каких-то успехах, то имеем в виду в первую очередь увеличение товарооборота", - констатировал Христенко. Другие "свободы", по словам чиновника, реализуются в меньшей степени.
Председатель коллегии ЕЭК указал на важность " задействовать наш единый формирующийся рынок финансовых услуг, отметив: "Наши банки сегодня слабо присутствуют на площадках друг друга". Перспектива введения в ЕЭП единой валюты, по мнению председатель коллегии ЕЭК, в краткосрочной перспективе не актуальна. "На мой взгляд, в ближайшие 5 лет эта тема не актуальна. На ЕЭК сейчас возложена масса задач. Развернуть 17 существующих соглашений по Единому экономическому пространству примерно в 60 документах, в том числе прямого действия. Среди них - согласованные действия в макроэкономике, в валютной политике, выход на формирование к 2020 году условий функционирования единого рынка финансовых услуг. Вот когда эти задачи решим, тогда и создадим условия для обсуждения возможностей введения единой валюты. Ведь, по сути, валютный союз - это высшая форма интеграции", - сказал Христенко. "Мы растем. Сейчас надо очень внимательно изучать опыт, например, Евросоюза. Надо понять, какие ошибки они совершили, чтобы не повторять их и не столкнуться с теми проблемами, которые испытывают сегодня страны еврозоны, - добавил председатель коллегии ЕЭК. - Это, кстати, опять-таки вопрос о балансе глубины и широты интеграции. В какой-то момент, упустив его из виду, ЕС пошел на двукратное расширение состава. В основном - из политических соображений. Тем самым нанес ущерб качеству интеграции. А сейчас, натолкнувшись на первую, на вторую волну кризиса, пожинает плоды отсутствия недостигнутой глубины. Дай бог им из этой болезни, я этого искренне желаю, выйти с окрепшим иммунитетом. Хотя будет очень непросто".
Христенко считает, что на нынешнем этапе интеграции Высший евразийский экономический совет на уровне президентов России, Белоруссии и Казахстана "вполне эффективная конструкция". В частности, он сказал: "Три президента, по сути, выполняют роль главных законодателей. Через этот орган проходят все соглашения, которые составляют основу Единого экономического пространства. Сказать, что парламентарии не включены в эту работу, будет не совсем правильно. Все соглашения, которые сегодня реализуются, прошли ратификацию в парламентах каждой из трех стран". "Сейчас принят Таможенный кодекс. Через какое-то время, скорее всего, мы придем к кодексу о конкуренции. Появится более системное наднациональное законодательство. Оно будет расширяться. Следовательно, и объем исполнительных полномочий наднационального уровня будет значительно более весом. Тогда сообразно этим процессам мы придем к тому, что необходимо выстраивать и другие институты. В частности - и парламентскую часть. Но на ближайшие годы существующий формат крайне эффективен. Ведь только при политической воле президентов вообще возможно делать все то, что мы делаем. Других институциональных основ просто не существует", - добавил Христенко.
Он напомнил также, что при формировании Евразийского союза актуализируется "вопрос о формировании межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического союза по аналогии с действующей ассамблеей ЕврАзЭС". "Создавая площадку Единого экономического пространства, мы всегда говорили о том, что надо суметь отстоять собственный рынок. Продемонстрировать на нем конкурентоспособность наших предприятий. Но это только половина дела. Гораздо важнее продемонстрировать свою конкурентоспособность на внешних рынках. И именно туда осуществлять экспансию. Внешняя экспансия гораздо более важная задача. Именно она демонстрирует эффективность всего нашего регионального объединения", - сказал председатель коллегии ЕЭК. Как сообщало ИА REGNUM, представители официального Минска неоднократно давали понять: вопрос о единой валюте России, Белоруссии и Казахстана на нынешнем этапе интеграции является нецелесообразным и преждевременным шагом. Так, 17 января Александр Лукашенко заявил, что введение единой валюты в ЕЭП является вопросом долгосрочной перспективы, тема валютного регулирования не обсуждалась на высшем уровне. "Мы еще данные вопросы не обсуждали. Мы не исключаем, что может быть единая валюта. Но это должна быть новая валюта, как в Европейском союзе, некое "евро", но ни тенге, ни белорусский рубль, ни российский, а что-то в плане единой валюты. В первом приближении, когда мы обсуждали этот вопрос, мы об этом говорили. И россияне, и казахстанцы, и мы сходимся на том, что это нормально", - сказал он.
Также напомним, выступая 15 июня в Санкт-Петербурге, председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев предложил проработать вопрос введения единой валюты Евразийского союза России, Казахстана и Белоруссии. Накануне, 14 июня Александр Лукашенко прокомментировал опубликованные 13 июня заявления посла России Александра Сурикова о необходимости возобновления обсуждения вопроса о введении единой валюты Союзного государства Белоруссии и России. Лукашенко заявил: " У нас - белорусские рубли, у вас - российские. Если мы захотим, то будут работать валюты и у нас, и у вас. Мы найдем возможность. И то, что у нас нет сегодня российского рубля - это не катастрофа". На следующий день, 18 июня, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая заявила, что вопрос о введении единой валюты объединённых в Таможенный союз и ЕЭП, участвующих в формировании Евразийского союза Белоруссии, России и Казахстана в настоящее время не актуален.
Также летом, 19 июня, председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заявила, что к 2015 году будет сформирован Евразийский союз и у него должна быть единая валюта - таковой может стать российский рубль. "Если мы строим полноценное, не декоративное, а интеграционное объединение, то оно должно полноценно функционировать", - заявила Матвиенко. Она отметила, что не видит ни юридических, ни финансовых препятствий для создания единой валюты и подчеркнула: "Здесь нужна политическая воля руководителей государств, а дальше пусть работают Центробанки, финансовые службы". Матвиенко уточнила: "В качестве единой валюты будущего Евразийского союза может выступить российский рубль. Рубль имеет более устойчивое хождение в мире, признание и так далее".