Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Почему бизнес по разведению червя остается экзотикой?

Почему бизнес по разведению червя остается экзотикой?

Получать доходы из дешевого сырья и с минимальными вложениями, наверное, мечтают многие предприниматели. Особенно эта идея кажется привлекательной начинающим, которым и вкладывать-то, как правило, нечего. А если бизнес при этом имеет благородную миссию заботы об экологии и финансово поддерживается государством, то соблазн им заняться увеличивается вдвойне. Речь идет о бизнес-идеях, связанных с переработкой отходов и мусора. Проблема отходов в крае стоит остро, что и говорить, но пока все попытки ее решить путем создания перерабатывающих предприятий выглядят неубедительно. Тем не менее поток энтузиастов, пробующих получить полезный продукт буквально из ничего, не иссякает.
Молодой предприниматель Александр Чернецов из Зонального района – один из них. В начале года он встал на учет в службу занятости как безработный, написал бизнес-план, получил 58 тысяч рублей и купил маточное поголовье красного калифорнийского червя – 100 тысяч особей. Людям, далеким от рыбалки или сельского хозяйства, приобретение может показаться странным и экзотическим. На самом деле наука уже около полувека изучает полезные свойства таких червей, а бизнес создает предприятия на основе накопленного опыта, и зачастую успешно.

Шустрые и прожорливые

Зарабатывать на подобных проектах можно несколькими способами. Во-первых, на продаже натурального удобрения – биогумуса, который черви в процессе жизнедеятельности производят из органических отходов (в основном используется навоз). Во-вторых, продавать самих червей. Их могут купить рыболовные магазины, а также люди, которые тоже хотят заниматься разведением червя. Его также могут использовать как подкормку животным рыбоводческие и птицеводческие хозяйства.

– Раньше мы держали скотину, – рассказывает Александр Чернецов. – Свиней, коров, кур, кроликов. Сейчас от всего этого отказались: трудно и дорого – кормов нужно много.

Теперь в сарай, где жил скот, Александр поселил червей. Он утеплил стены, залил пол бетоном с металлической сеткой, чтобы не могли пробраться крысы, и построил печку – калифорнийцы любят тепло.

– Они едят все органические отходы, – не нарадуется предприниматель, – картофельные очистки и другие обрезки от овощей. Компостная куча осталась от скотины – тоже им пойдет. С кормом у меня проблем не будет. В огороде кучки сухой травы, я их не выкидываю. Мороз ударит, они начнут разлагаться, я червям отдам.

Сколько сейчас червей в его хозяйстве, Александр сказать не смог.

– Думаю, до весны пересчитаю, – говорит он. – Я вручную их считаю, поштучно. Вот в этом ящике почти 20 тысяч, а в том 26 900. Они гермафродиты и плодятся быстро. С одного за год может народиться до 1,5 тысячи штук.

За полгода работы прибыли Александр не получил никакой. Да он и не занимался реализацией – сейчас его задача обустроить червей и вывести их как можно больше. К тому, что доходов в первый год не будет, он изначально был готов – узнал у людей, которые уже давно в этом деле. Пока же испытал биогумус в своем собственном огороде. – У нас нынче вот такие вот арбузы были! – изображает он двумя руками шар размером чуть поменьше футбольного мяча. – Вызрели все, сладкие и рассыпчатые. И виноград вырос шикарный!

О перспективах своего бизнеса предприниматель рассуждает осторожно. Говорит, что надо освоить технологию, все хорошо просчитать. Но мечтает он, как и положено начинающему бизнесмену, о большом деле. С появлением птицеводческого хозяйства "Алтайский бройлер" жители Зонального района на личном опыте узнали, каково это – иметь недалеко от населенных пунктов кучи неутилизированного куриного помета.

– Начать бы сотрудничать с "Бройлером" и выйти на такой объем переработки навоза, какой образуется там, – говорит Чернецов. – А еще можно теплицу сделать и круглый год с использованием биогумуса выращивать овощи. На одной зелени можно зарабатывать...

Рыболовным магазинам Бийска, по его словам, интересен калифорниец. Ведь он очень подвижный, долго шевелится уже после того, как его насадили на крючок, а это привлекает рыбу. Но Александр пока ничего не продал, потому что еще не вывел достаточное, по его оценке, количество особей.

Завезли ученые

Сейчас найти людей, которые занимаются разведением червей в крае, не так просто. Но на самом деле червеводство на Алтае имеет богатую историю. Его первооткрывателями стали ученые Алтайского аграрного университета (АГАУ). В начале 90-х они привезли красных червей в регион и серьезно занялись их исследованием. Руководила процессом Ольга Антонова, профессор, директор НИИ химизации сельского хозяйства при АГАУ.

– Мне до сих пор часто звонят и задают вопросы по поводу червей, – говорит она, – хотя мы уже несколько лет ими не занимаемся. Опыт научных исследований у нас накоплен очень большой. Биогумус действительно хорошо влияет на различные сельхозкультуры. Но дело это неприбыльное, я всем об этом говорю.

Создать в крае успешную вермиферму (т. е. предприятие по разведению червей), которая бы зарабатывала на производстве биогумуса, за 15 лет совместной работы ученым и предпринимателям так и не удалось.

– Сначала мы проводили исследования на базе Санниковского совхоза в Первомайском районе. Результаты были хорошие, но через несколько лет сотрудничество прекратилось. Несколько лет назад в край приехали московские инвесторы, хотели попробовать создать предприятие по разведению червей на базе разорившегося свинокомплекса "Озерный". Они произвели тонны биогумуса, а продать его не смогли и тоже разорились. Сейчас червей в крае разводят в основном садоводы-частники на своих приусадебных участках для личных целей, – констатировала Ольга Антонова.

Рынка сбыта нет

"Свободному курсу" все же удалось разыскать одну алтайскую фирму, которая разводит червей и занимается производством биогумуса уже около десяти лет. Это "Кадм" из Бийска (торговая марка "Золото флоры").

Дмитрий Каюшкин,
директор "Кадма":

Наша компания выпускает удобрения около 30 наименований, из них около десятка – разные виды биогумуса. Его рентабельность среди всей нашей продукции самая низкая за счет его высокой себестоимости.

По его словам, рынка червей и биогумуса в Алтайском крае нет: "К нам каждый год приезжают представители до десяти фермерских хозяйств, желающие заниматься червями. На моей памяти подобные предприятия создаются каждый год. Но они не выживают больше двух лет. На это есть субъективные и объективные причины".

Одна из них состоит в том, что производство биогумуса процесс очень трудоемкий.

– Работа это физическая, тяжелая. Да и желающих иметь дело с навозом намного, – говорит Каюшкин. – От момента заготовки сырья до выхода готового биогумуса проходит минимум 18 месяцев. Много времени занимает подготовка навоза – буртование, обработка, уничтожение гельминтов, мочевой кислоты. Кроме ручной работы, требуется привлечение тракторов, бульдозеров.

И кстати, куриный помет, по словам Ольги Антоновой, не очень нравится червям, так как имеет выраженный запах аммиака. Поэтому он нуждается в затратной процедуре обработки.

Еще одна сложность, с которой сталкиваются червеводы в крае, это, как ни парадоксально, недостаточное количество навоза.

– Животноводства в регионе почти нет, оно осталось только в оптимистических сводках "информбюро". А если вы спросите у крестьян, сколько скотины в деревнях, ответ будет неутешительным, – говорит предприниматель. – Те, кто все же находит сырьевую базу, мечтают, что этот навоз в кратчайшие сроки превратится в золото. Но так не бывает. Чтобы получился качественный продукт, требуется много времени и труда.

Рынок сбыта биогумуса в регионе очень ограничен – это садоводы и огородники.

– Крупные сельхозпроизводители сегодня несамостоятельны, – говорит Дмитрий Каюшкин. – Они живут в основном на государственные дотации. Приобретение минеральных удобрений субсидируется, а биогумуса – нет. Кроме того, хороший биогумус дороже минеральных удобрений. 25 рублей за кг – цена производителя. С накруткой оптовиков и розницы получается 40–45 рублей. Поэтому биогумус не нашел и вряд ли найдет широкое применение.

В нескольких рыболовных магазинах Барнаула сказали, что получают червей в основном от частников. Кроме того, калифорнийского червя там оценили как не очень привлекательную наживку из-за его небольших размеров. Многие отметили, что успешность бизнеса по разведению червей будет зависеть в первую очередь от правильности стратегии предпринимателя и цен, которые он установит.

Продают в Эмираты

В Интернете можно найти два-три десятка предприятий на территории России, которые производят биогумус и червей. Некоторые из них довольно крупные. Например, "ВермиГолд" из Нижнего Новгорода.

– В год мы перерабатываем 25–30 тысяч тонн навоза, – рассказывает директор Николай Падимиров. – Выход готового биогумуса составляет 80%. Также продаем червей.

По оценке руководителя этого предприятия, червеводство – дело очень прибыльное и с огромной рентабельностью.

– Часто можно услышать, что рентабельность вермипредприятий составляет 200–700% в год, это недалеко от истины, – говорит он. – На нашем предприятии миллиарды червей. Мы продаем биогумус садоводам в России и за рубеж – в Арабские Эмираты, Израиль, страны Балканского полуострова. Затраты несем небольшие. У нас отработана собственная эффективная технология содержания и разведения червей. Один гектар площади хозяйства могут обслуживать три-четыре человека, расходы на электроэнергию минимальны, навоз сельхозпроизводители привозят нам сами и бесплатно. Все наши текущие расходы покрываются только продажей рыболовного червя, – рассказывает предприниматель.

Но и он отмечает, что в этом бизнесе есть подводные камни: "Мы начинали на кредитные средства. В первый год отдачи не было никакой. Выжить позволило только то, что у меня есть еще один бизнес. Потом нашли инвестора, и дело пошло". По словам Падимирова, червя разводить непросто, нужно строго соблюдать технологию – влажность, температурный режим – тонкостей много. Минимальный объем инвестиций в вермипредприятие, по его оценке, должен составлять 1 млн. рублей, иначе прибыль придется ждать долго – пять лет и более.

Не те условия

Ольга Антонова отмечает, что равнять Алтайский край и регионы европейской части России нельзя, условия работы у нас существенно отличаются. Дмитрий Каюшкин говорит, что о выходе на зарубежные рынки, где биогумус действительно очень востребован, алтайским предприятиям и думать нечего – всю прибыль съедят транспортные расходы.

Так что перспективы вермиводства на Алтае пока остаются туманными. И решения, пожалуй, может быть два. Либо изменятся условия – например, государство начнет субсидировать покупку биогумуса, а алтайские фермеры разводить больше скота, либо предприниматели все же найдут какую-то эффективную бизнес-модель в имеющихся обстоятельствах. Но, вероятнее всего, в ближайшее время разведение червей в Алтайском крае останется прерогативой малого бизнеса и лишь в качестве дополнительного источника заработка, а также полезной забавой садоводов-любителей.

Справка

Калифорнийского червя вывели в конце 50-х годов прошлого века в США, когда столкнулись с проблемой утилизации органических отходов. Калифорнийский червь отличается от своих сородичей – навозных и дождевых почвенных червей – подвижностью, большой плодовитостью и скоростью переработки органики. Он может съесть вдвое больше своего веса за день. Продолжительность жизни калифорнийца тоже впечатляет – до 16 лет. К его полезным особенностям относится и то, что он не уползает из кучи органического сырья, в которой обитает. В России также известен червь старатель, выведенный во Владимирской области. Он сородич калифорнийского червя, но крупнее и менее подвижен. У калифонийцев и у старателей есть свои поклонники.

Факт

При использовании биогумуса в совхозе "Санниковский" (Первомайский район) удалось повысить урожайность огурцов и томатов на 40–60%. На птицефабрике "Комсомольской" червями подкармливали цыплят-бройлеров. Сохранность молодняка повысилась на 5%, выход мяса увеличился на 20–30%. В мясе опытных групп было больше протеина, жира. Расход кормов уменьшался на 17,63%. Опыты проводились НИИ химизации сельского хозяйства в 90-х годах прошлого века.

1 тонна биогумуса эквивалентна 10–70 тоннам навоза, а его бактериальная микрофлора превосходит навоз в тысячу раз.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости