Табун лошадей обанкротившейся птицефабрики оказался на голодном пайке
Глядя на холодные пустующие птичники, с трудом верится, что птицефабрика "Смоленская" совсем недавно входила в 600 лучших предприятий России. Сегодня она банкрот, на предприятии введено внешнее управление. Из всей живности остались только лошади, которые в 2009 году были заложены в банке при оформлении кредита/
– Голодуха началась с весны этого года, – рассказывает Попов.– Корма для лошадей были заготовлены, их хватало до мая, но эти корма почему-то забрали, вывезли в племзавод "Линевский", там тоже скот, коровы. В апреле начался падеж. Кобылам жеребиться, а у нас – ни клочка сена. Жеребята погибали. Все видели эту картину, я сводки подавал в район, говорил, что кони есть, а кормов нет. Бесполезно. Хорошо, снег тогда стаял быстро. За лето лошади стали выправляться. Но это недолго, пять месяцев. Сена для них летом никто так и не заготовил. В октябре опять начался голод, два жеребенка уже пали…
По словам конюхов, Сергей Трофимцев, заместитель генерального директора птицефабрики "Смоленская", время от времени привозил лошадям тюки соломы, но этого хватало от силы на час…
В ноябре краевое телевидение показало сюжет, снятый журналистами из Смоленского. В кадре голодные лошади жадно грызут жерди пригона, двери сарая.
Борис Жарков,
председатель сельсовета:
Этот сюжет меня просто шокировал. Ситуация должна была разрешиться в границах Смоленского района. У нас есть и предприниматели небедные, и управление сельского хозяйства, у которого под контролем это дело. Почему все вышло из-под контроля – мне совершенно непонятно.
Людмила Видмер,
автор телесюжета:
В разговоре с районными чиновниками выяснилось, что они были в курсе этого лошадиного "Освенцима". О голодающих конях не раз говорилось на различных планерках. Сергей Околелов, начальник районного управления сельского хозяйства, рассказал, что в районе пытались найти пути решения проблемы. На полях племзавода "Линевский", например, оставалась неубранная свекла. Предлагали осенью выпустить лошадей туда к подножному корму. Но руководство птицефабрики и банка на это не пошли. Предлагались и кардинальные решения. В Смоленском есть люди, готовые выкупить лошадей, но из этого тоже ничего не вышло.
Беспокоились о залоге
Местные власти утверждают, что лошадиная "голодовка" – на совести нынешнего руководства птицефабрики.
– Внешний управляющий Михаил Колесников, он же президент ассоциации "Изумрудная страна", весной передал земли птицефабрики в аренду "Изумрудной стране" и, видимо, совсем упустил из виду лошадей, – пояснил нам один из чиновников районной администрации.
Представители филиала Россельхозбанка в Смоленском районе также винят в случившемся руководство "Смоленской".
Сергей Можейко,
управляющий дополнительным офисом Алтайского регионального филиала Россельхозбанка:
Проблема была в том, по всей видимости, что внешний управляющий не контролировал ситуацию, и его исполнители здесь своевременно не подготовились к наступлению зимы. Того количество корма, которое было заготовлено, не оказалось на месте. Лошади сегодня в залоге. Поэтому и мы в том числе стали бить тревогу, когда увидели, что ситуация ненормальная, стали обращать внимание внешнего управляющего, районной администрации, ветеринаров подтянули.
Мы беспокоились об этих лошадях как о залоге, и, может быть, чисто по-человечески. Но с момента, когда туда пришел внешний управляющий, вся полнота ответственности на нем, и все, что происходит на предприятии, – за это отвечает он, нам повлиять трудно. Мы можем лишь дать оценку на собрании кредиторов в рамках закона о банкротстве, а в процесс мы не имеем права вмешиваться…
Солома в подарок
Пока ответственные лица, якобы не имеющие права вмешиваться в ситуацию, кивали друг на друга, пока прокуратура пыталась найти виновных, сердобольные люди стали звонить на птицефабрику и в управление сельского хозяйства, предлагая свою посильную помощь для спасения лошадей от голода. Причем первыми откликнулись пенсионеры и инвалиды. Бабушка из дома престарелых передала на корм лошадям пять тысяч рублей из своей пенсии, в Смоленском инвалиды купили десять мешков овса. Но эти мешки, говорят, до сих пор стоят в администрации – их некому увезти… Руководство птицефабрики и внешний управляющий отказываются от помощи, уверяя, что лошади сыты. По версии руководства птицефабрики, шумиха вокруг их голода выдумана.
– Это все инсинуации журналистов. У нас 150 голов лошадей, все в идеальном состоянии. Корма завозят с племенного завода "Линевский", у которого перед нами дебиторская задолженность. У нас недельный запас кормов, – утверждает Михаил Колесников, внешний управляющий.
22 ноября, приехав в Смоленское уже после оптимистичных заявлений внешнего управляющего, мы увидели "идеальный" табун, жадно пожирающий солому, которую накануне привез со своего поля фермер из села Никольского. Измученные кони ели эту солому, не отрываясь, не поднимая морд.
– Жить-то хочется, набивают брюхо…Так с утра все жуют и жуют, даже о водопое забыли, – кивнул конюх Игорь Попов. – Спасибо фермеру Сереге Каньчину: просто так привез солому, ни копейки не взял. На три дня еще хватит, а дальше как – пока не знаю…
По словам Игоря, коней в табуне уже меньше.
– Приезжали на днях их смотреть и чиновники, и управляющие из банка, несколько самых дохлых увезли в "Угринич", на мясокомбинат.
Конюх Попов считает, что сегодня в табуне можно еще выбрать 50 хороших лошадей для приплода или для работы.
– Остальных уже не поправишь, – вздыхает он. – Раньше надо было…
Михаил Колесников,
внешний управляющий птицефабрики "Смоленская":
Все там в порядке, и не было никогда таких проблем. Никакого падежа или мора лошадей нет. Был падеж двух коней в начале октября. Это всего один процент от общего поголовья. Спросите любое сельскохозяйственное предприятие – один процент, много или мало, все скажут: "Это ни о чем". Людей ввели в заблуждение. От руководства района я ни одного уведомления не видел, ни одного звонка от них не было. Если они так волновались, почему они мне ни разу не позвонили? В районе просто раздувают для чего-то этот ажиотаж. Может быть, для того, чтобы меня очернить, выставить в негативном свете.
Жерди – это витамины
Сергей Трофимцев, заместитель генерального директора птицефабрики "Смоленская":
– Доски изглоданные, которые вы увидели, изглоданы два года назад уже, и не потому, что лошади голодные, а потому? что им не хватает витаминов. Это раз. Во-вторых, корм лошадям завозится по потребности с "Линевского" племзавода. Привозим трех-четырехдневный запас.
– Мне сказали, что фермер на днях привез 17 тюков.
– Да, эта солома просто лежит у него на полях. Мы дали свою технику, он сгрузил – и все.
– Значит, в самом племзаводе "Линевском" не все нормально с кормами?
– Все нормально, скот обеспечен в полном объеме.
– Объясните, пожалуйста, почему в районе били тревогу, что лошади сдыхают, а теперь вы говорите, что все хорошо?
– Я не знаю позицию районной администрации, она только в СМИ заботится о конях. Привезите хотя бы ту же солому коням, раз беспокоитесь, но им бегать надо, кричать, корреспондентов посылать. Проблема до этого была еще в том, что коней банк не разрешил из хозяйства в хозяйство перемещать. Я не знаю, с чем это связано. Это у банка надо выяснять, почему.
Все тянули одеяло на себя. Все хотели урвать с этих коней что-то. В районе говорили: "Продай их тому-то или тому-то". Почему в районе должны решать? Это внешний управляющий должен решать. Самое главное, что сейчас как раз и решается вопрос о реализации. Россельхозбанк дал добро на реализацию. В течение недели или десяти дней мы их всех распродадим.
– Куда вы их распродадите?
– Честно говоря, нам уже без разницы.