Как умирают города
Детройт оказался на грани исчезновения
Колыбель американского автомобилестроения Детройт в скором времени может пополнить список городов-банкротов. Попытки властей договориться о способах наполнения муниципального бюджета зашли в тупик, и уже звучат призывы расформировать город. Впрочем, усилия местного бизнеса, запустившего программу повышения занятости, дают надежду на то, что Детройт все же удастся спасти от краха.
Задолженность Детройта по долгосрочным облигациям еще весной 2012 года достигла 12 миллиардов долларов. Пытаясь спасти ситуацию, губернатор Мичигана Рик Снайдер (Rick Snyder) уже готов был прибегнуть к принятому только в прошлом году закону и передать город кризисному управляющему, полномочия которого почти что безграничны. Назначение удалось предотвратить буквально в последний момент: власти штата и города договорились поручить управление Детройтом финансовому консультационному совету.
Тем не менее, кардинального улучшения ситуации добиться так и не получилось. Еще летом власти Мичигана пообещали Детройту 137 миллионов долларов, вырученных за облигации. Однако осенью передача очередного транша затормозилась из-за отказа городского совета от сделки с руководством штата. Согласно договоренности, совет Детройта должен заключить трехлетний контракт с юридической компанией Miller Canfield, которой предстоит проследить за финансовыми реформами в городе. Однако чиновники посчитали сделку несправедливой, указав, что фирма принимала участие в разработке программы реформы.
В результате Детройт не может получить 30 миллионов долларов, без которых остановится работа множества городских служб, а их сотрудников придется отправить в неоплачиваемый отпуск. Правда, шанс избежать этого еще есть: юридический департамент города объявил, что собрание совета было проведено с нарушениями, так что вопрос о заключении контракта с юридической конторой, как ожидается, будет повторно рассмотрен на текущей неделе.
Тем не менее отсутствие средств на текущие нужды вынудило власти искать другие пути выхода из ситуации. Так, в самом конце ноября целый ряд республиканцев, заседающих в законодательном собрании Мичигана, предложили Детройту объявить о банкротстве. Однако дальше всех пошел сенатор Рик Джонс (Rick Jones), по мнению которого город можно было бы вообще расформировать, а его районы передать другим населенным пунктам округа Уэйн (Wayne). Правда, Джонс оговорился, что не считает свое предложение единственно верным. Впрочем, позиция Рика Снайдера, который отказался исключить этот крайний вариант, говорит о многом.
Кризис, в котором находится Детройт, длится уже не один год. При этом ахиллесовой пятой для города стала почти тотальная зависимость от автомобильной промышленности, которая некогда вывела его в национальные лидеры. Став базой "большой тройки" автопроизводетелей - Ford, General Motors и Chrysler - город смог добиться огромного притока рабочей силы. Если в начале XX века его население не дотягивало до 300 тысяч человек, то уже в 1950-м в Детройте проживало почти два миллиона жителей - пятый показатель среди всех городов США.
На середину XX века пришелся пик развития Детройта - впоследствии его население неизменно сокращалось. Одной из главных причин стало то, что в автомобилестроении начался процесс децентрализации производства, приводивший к выводу предприятий из города. Перенос производства вполне ожидаемо повлек за собой и переезд рабочей силы. При этом к 1950-60-м годам поводов для смены жительства у многих детройтцев прибавилось.
Дело в том, что промышленный бум в Детройте совпал с так называемой Великой миграцией - массовым переселением чернокожего населения из южных штатов на север страны. Начавшись во втором десятилетии XX века, волна миграции окончательно улеглась лишь в 1970-х. С 1910-го по 1950 год, когда численность населения Детройта достигла максимального значения, количество чернокожих горожан выросло почти на 300 тысяч человек - более чем в 50 раз. И хотя на тот момент доля негров составляла не такую уж большую величину - 16,3 процента, - этого было достаточно для того, чтобы спровоцировать негритянские погромы.
Впрочем, насильственной борьбе белые предпочли переселение из самого города в пригороды - тем более что это было экономически обоснованно. Что же касается чернокожих, то они в большинстве своем Детройт покинуть не могли: несмотря на официальный отказ от политики расовой сегрегации, неграм зачастую ставили такие неподъемные условия ипотеки, что они попросту не могли позволить себе купить жилье в преимущественно "белых" районах за пределами города. В результате, с 1950-го по 1960 год общая численность населения Детройта сократилась почти на 180 тысяч человек; при этом чернокожих в нем стало настолько же больше. К 2000 году в городе проживало всего 950 тысяч горожан; негров из них было более 80 процентов. Однако если до рубежа тысячелетия абсолютное число чернокожих росло, в XXI веке они тоже потянулись из города - в основном это были представители среднего класса, которые, как и белые, начали переселяться в пригороды.
С 1950-го по 2010 год население Детройта сократилось более чем на 60 процентов, составив в итоге около 714 тысяч человек. При такой динамике доходы бюджета, основу которого составляют налоги, существенно сократились. Свою роль сыграли и спад автопроизводства, и экономический кризис, ударивший по всей стране. В результате уровень безработицы в Детройте в сентябре 2012 года (без учета сезонных колебаний) составил 18,1 процента против 7,6 процента в целом по США. Что касается доли населения, находящегося за чертой бедности, то в 2011 году в Детройте она составила почти 41 процент при среднеамериканском показателе в 15 процентов.
Все это привело к тому, что Детройт уже четвертый год подряд занимает первое место в рейтинге самых опасных городов США по версии Forbes. И это притом что, по сравнению с предыдущим годом, число тяжких преступлений (убийств, изнасилований, грабежей и разбойных нападений) сократилось на 10 процентов, составив 2137 случаев на 100 тысяч человек населения. Несмотря на это, финансирование полиции сократилось настолько, что начиная с лета 2012 года сотни сотрудников уволились из-за низкой зарплаты, а еще почти 400 человек ожидают сокращения и досрочного выхода на пенсию. Более того, денег не хватает даже на то, чтобы найти замену уволившемуся из-за сексуального скандала начальнику городской полиции.
Некомплект ощущается и в пожарном управлении, один из представителей которого предложил сократить нагрузку за счет отказа от тушения заброшенных зданий - за исключением тех случаев, когда пожар угрожает жизни людей. Такое предложение не лишено смысла: по различным данным, заброшенных строений в Детройте насчитывается от 70 до 80 тысяч.
Впрочем, заброшенные здания, возможно, не столь уж бесполезны для города, так как привлекают многочисленных туристов, желающих воочию полюбоваться на руины современности. Правда, местных жителей такое паломничество скорее раздражает, чем радует, так как, по их мнению, оно создает городу необоснованно мрачный и безнадежный облик. Одержимость фотографов темой городского декаданса даже получила в Сети презрительно-насмешливое прозвище "Ruin Porn" ("порнография руин"), демонстрирующее отношение к ним детройтцев.
Сдержанный оптимизм местных жителей может оказаться не пустой бравадой. По свидетельству корреспондента Forbes, побывавшего в Детройте летом 2012 года, в город возвращается деловая жизнь. В частности, он стал свидетелем тому, что Вудворд-Авеню (Woodward Avenue), прежде считавшаяся местным Бродвеем, но вымершая уже к концу 1980-х, вновь оказалась полна людей. Причиной тому стала инициатива ряда местных компаний, в рамках которой работодателям выдаются гранты на развитие бизнеса. В результате за полтора года в Детройте было создано около 10 тысяч рабочих мест, а в центре города даже возникла нехватка жилья.