Нужны ли нам сады Семирамиды?
В городской администрации инженер-строитель Игорь Савинцев работает шесть лет. Начинал со скандального комитета по управлению муниципальной собственностью. Времена на дворе были сложные, отношения с краевой администрацией у городских чиновников складывались напряженно, и собственность была приватизирована. Тем не менее Игорь Савинцев выскочил сухим из мутной воды и даже пошел на повышение. Два года назад с благословения губернатора Александра Карлина он был избран главой администрации Барнаула.
Как и его предшественник, Савинцев любит повторять, что работает только на одну партию — "партию барнаульцев". Готов работать на нее еще пятилетку, если Обь не потечет вспять и небо не упадет на город. Но пятилетка по современным историческим меркам — весьма продолжительный период, за который можно висячие сады Семирамиды на площади Октября построить. Но нужны ли они сегодня барнаульцам, вот в чем вопрос.
В столице края уже принято много документов на перспективу. Это и концепция до 2020 года, и план по созданию агломерации, и программа комплексного развития до 2017 года. Если сбудется все то, что в них написано, то рай в отдельно взятом регионе точно наступит. Но оставим красивые слова политикам и попытаемся выделить, что же нужно жителям и городу в первую очередь. На мой взгляд, есть три главные проблемы.
Первая и очевидная — развитие современной, комфортной транспортной инфраструктуры. Без качественных артерий и узлов дальнейшее развитие города резко ограничено. Средний и более благополучный класс барнаульцев уже давно недоволен количеством рейсов из аэропорта имени Титова. А транспортный коллапс в час пик в Барнауле сегодня для многих очевиден. Постоянные пробки в центре и на подступах к нему существенно сдерживают деловую, потребительскую и социальную активность горожан. А после того, как будет завершено строительство новых жилых кварталов в районе улицы Попова, на Павловском и Змеиногорском трактах, пропускная способность этих дорог уменьшится. Будет одна большая пробка. Что предпринимают городские власти, пока непонятно.
Второй вызов — инвестиционная привлекательность. В Барнауле остается стабильным количество малых предпринимателей, занятых в сфере торговли и обслуживания. Однако массового открытия средних и крупных заводов, свежего притока внешних инвесторов, которые бы начали строить здесь не только торговые или колл-центры, мы не наблюдаем. Инвесторы не идут туда, где чувствуют себя неуютно, а перспективы — малопонятны. Им нужны площадки под ключ, льготные налоговые режимы и доступные рынки сбыта. Частично этот вопрос может быть решен с помощью появления агломерации, когда рядом с Новоалтайском наконец-то заработает настоящий индустриально-промышленный парк, который еще плотнее свяжет между собой два города. Но для этого нужно время, которого у нас нет.
Третья проблема — мозги и руки. Значение человеческого капитала никто не отменял. Из города по-прежнему продолжается отток умных, образованных, высокоразвитых, вполне обеспеченных людей, которые понимают, что возможности самореализации для них в Барнауле исчерпаны. Параллельно уезжают в столицы многие студенты, которые не видят счастливых перспектив. Быть менеджером по продажам для них не перспектива. Если в Барнауле планируется создание образовательного кластера, то справедлив вопрос: "Для кого он будет работать?".
Инерционный сценарий развития Барнаула пока представляется для нас наиболее очевидным. Если Игорю Григорьевичу удастся что-то кардинально изменить и продвинуться в решении этих и других проблем, то его пятилетка пройдет не впустую. Многое будет зависеть от качества подобранной команды и от того, насколько самостоятельной фигурой станет сам Савинцев. Таковы вызовы времени.