Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Почему коммунальные предприятия Алтайского края банкротятся раз в три года

Почему коммунальные предприятия Алтайского края банкротятся раз в три года

Почти 500 млн. рублей составили убытки жилищно-коммунальных предприятий за девять месяцев года. К существенным изменениям не приводят ни передача коммунального хозяйства в руки частных операторов, ни бюджетные вложения в модернизацию: треть предприятий отрасли, как и в прошлом году, сработали с убытками. "Жизненный цикл предприятий ЖКХ — два-три года, редко больше" — такое мнение распространено среди экспертов. В чем причины хронической неплатежеспособности коммунальных компаний?

Главные подозреваемые

Компания "Каменьмехсервис" из Камня-на-Оби арендовала центральную котельную в Крутихе в середине 2010 года. Год проработала и ушла. "Крутихинский район до сих пор должен нам за отопление 2,5 млн. рублей. Но если бюджетные учреждения постепенно расплачиваются — ведь есть решения судов, то основной должник, частная фирма, не платит и не может платить — он теперь банкрот", — объясняет причины ухода компании ее руководитель Сергей Чернышев.

Но и муниципальные предприятия отнюдь не более успешны. Арбитражный управляющий Сергей Пупков приводит пример признанного банкротом МУП "Локтевское предприятие тепловодоснабжения". "Так как бюджет района глубоко дотационный, бюджетные учреждения не рассчитывались вовремя, а это повлекло за собой долг за электроэнергию уже у МУПа", — говорит он.

Неплатежи потребителей, заниженные тарифы, высокий износ — этих "главных подозреваемых" в убыточности называют обычно все эксперты. "Если бы нашим предприятиям утверждали рост тарифов на том уровне, который устанавливает правительство, — 15–20%, мы бы еще выкарабкались. Но тарифы увеличивают на 6–7%, не больше", — говорит Сергей Габышев, замглавы администрации Шипуновского района.

Что касается износа, то это и причина убыточности, и ее следствие. В целом по отрасли износ составляет 64%, сети же изношены на 75–80%. Но при нехватке средств реконструкция основных фондов явно не в приоритете ни у коммунальщиков, ни у муниципалитетов. А меж тем в ветхих тепловых сетях теряется до 30% теплоэнергии.

А вот влияние на неплатежеспособность такого фактора, как вывод денег из компании, о котором так много говорили год назад, Сергей Пупков не считает значительным. "Ответственность учредителя сегодня повышается, в крае уже наработана судебная практика привлечения собственника к субсидиарной ответственности за действия, которые привели к банкротству", — поясняет он. Проблему г-н Пупков видит, скорее, в другом: "Главы администраций, чтобы не сорвать отопительный сезон, создают новые теплоснабжающие предприятия, которые под давлением энергетиков берут на себя долги предприятий-банкротов. И новые МУПы, еще не заработав ни копейки, уже оказываются в предбанкротном состоянии".

Угольный тупик

А между тем в управлении по ЖКХ называют и другие причины убытков: перерасход топлива и электроэнергии. "К этому ведет в первую очередь закупка некачественного угля", — уверен Иван Переясловский, директор Алтайского углеисследовательского центра. Перерасход угля, по его оценкам, составляет 25–30%. Не спасают и централизованные тендеры, посредством которых закупается уголь в районы. "Весь тендер заканчивается на директоре угольного тупика. Здесь выгружается сортовой или рядовой уголь, а котельным частенько отпускаются отсевы, которыми нельзя топить. Коммунальщики же берут, что дают", — продолжает эксперт.

Если наладить углеснабжение и технологию сжигания топлива, общие затраты на отопление можно снизить на 30–40% и уложиться в тарифы, убежден Иван Переясловский. Да, сортовой уголь дороже, но его нужно существенно меньше, соответственно, можно снизить и трудозатраты, и расходы на его доставку и электроэнергию. "В котельной стоят мощные вентиляторы, и когда в топку загружаются отсевы, без постоянного поддува они гореть не могут. Это приводит и к выносу тепла, и к большим расходам электроэнергии. Поддув должен работать только при разгоне котла", — поясняет эксперт.

Специалисты же, способные отладить технологии и разобраться в качестве угля в коммунальных предприятиях, — редкость. "Вместо того чтобы составлять никому не нужные энергетические паспорта, имело бы смысл привлечь эту армию специалистов и провести точечный анализ причин убыточности конкретного предприятия и принять меры по ее устранению, причем только на основе оплаты труда по конечному результату, то есть из заработанных (сэкономленных) ими средств", — полагает Иван Переясловский.
Сергей Пупков добавляет еще один "угольный фактор": "Порядка 10–15% объема списывают на усушку и утруску, иначе говоря, воруют". В целом же перерасход топлива отмечается в 97% предприятий отрасли, электричества — в 81%. "Там, где начинается ЖКХ, заканчивается экономика. Здесь уже не социализм, но еще не капитализм", — говорит г-н Переясловский.

Привлекательные убытки

Так или иначе, в жилищно-коммунальном ведомстве констатируют: убыток от реализации услуг ЖКХ в крае за девять месяцев составил 499,5 млн. рублей, рентабельно работают предприятия лишь в 12 районах и городах. Парадокс: на этом фоне отрасль остается привлекательной для бизнеса. Так, доля муниципального имущества коммунального назначения, переданного малому и среднему предпринимательству, на 1 октября составила 72,4%.

В самом деле, бизнес в отрасль приходит, но вот доля частных инвестиций остается незначительной. Что мешает инвестированию? В том числе то, что большая часть коммунального имущества до сих пор не оформлена в соответствии с законодательством. "Я редко встречал свидетельства о праве собственности муниципального образования", — говорит Сергей Пупков. Не удивительно, что 63% этого имущества передано предпринимателям всего на 11 месяцев. "А банки не готовы кредитовать предприятия без залога", — уверен г-н Габышев.

Впрочем, эксперты "ВД" отмечают своеобразие бизнеса в этой сфере: "Частный бизнес через два-три года, как правило, закрывает предприятие", — знает Сергей Пупков. "Зарабатывать здесь привыкли не на прибыли, а на убытках", — высказывает свое мнение Иван Переясловский.

Ну, а пока основным инвестором в отрасли остается бюджет: в текущем году предполагалось направить на инфраструктуру 609 млн. рублей. Вкладывать же надо было бы, по ряду оценок, 5 млрд. рублей ежегодно. Правда, при отсутствии грамотных специалистов на местах и программ модернизации конкретных предприятий и эти вложения могут оказаться малоэффективными.

Справка

На 1 октября 2012 года услуги коммунального комплекса предоставляют 605 организаций, в том числе 212 муниципальных предприятий (учреждений) и 372 частных, из них 272 (45%) — хозяйственные общества (ОАО, ЗАО, ООО), 55 (9%) — сельскохозяйственные потребкооперативы, 40 (7%) — индивидуальные предприниматели, пять (1%) — некоммерческие организации, 21 (3%) — госпредприятия (учреждения). В 66 сельских поселениях услуги тепло-, водоснабжения предоставляются непосредственно администрациями поселений.
За первые три квартала 2012 года долги потребителей за услуги ЖКХ составили 5,2 млрд. рублей, услуг было предоставлено на 25,6 млрд. рублей.

Источник: краевое управление по ЖКХ.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости