Послал так послал
Владимир Путин обратился к Федеральному собранию
В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин пригрозил новыми ограничениями чиновникам, рассказал о решении откупорить пенсионную кубышку России и о смене миграционной политики, а также заявил, что оппозиция, получающая финансирование из-за рубежа, стране не нужна. "Ленту.ру", ожидавшую от президента большей дерзости, послание Путина разочаровало.
С первых же секунд трансляции, которую из Георгиевского зала Кремля вели государственные телеканалы, стало понятно, что собравшиеся гости ничего особенного от выступления президента не ждут. В первых рядах вперемешку сидели парламентарии и чиновники, патриарх и советники президента. Премьер-министр Дмитрий Медведев, год назад с той же самой трибуны обещавший политическую реформу, казалось, заиграл желваками, но потом покорно уставился на президента. Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, сидевшие рядом, откровенно тосковали - при этом Геннадий Андреевич грустно смотрел куда-то вниз, а Владимир Вольфович - в сторону.
Вялый настрой собравшихся никак не соответствовал тем надеждам, которые до этого связывали с первым посланием главы государства после победы на мартовских выборах. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков накануне уверял, что предстоящее выступление президента просто не может быть проходным. Предполагалось, что документ, который готовился в строжайшем секрете, не только определит политику на весь третий срок Владимира Путина, но и даст ответ на вопрос, готов ли президент к диалогу с обществом. Ведь по сути, выступая перед Федеральным собранием, президент обращается непосредственно к гражданам России, которых представляют депутаты Думы и члены Совета Федерации. Кроме того, в ноябре Путин отложил традиционную "прямую линию" с россиянами, что было расценено как желание Кремля сконцентрировать внимание на выступлении 12 декабря, в день российской Конституции.
Но речь Владимира Путина оказалось не только вторичной, но, что хуже, еще и откровенно плохо структурированной. В результате президент не выдержал темп и последние полчаса в привычной для себя манере сыпал цифрами, будто общался с экономическим блоком правительства, а не с пожаловавшими в Кремль парламентариями. Скомканное оглашение послания продолжалось более 80 минут вместо обещанного часа, после чего завершилось исполнением гимна России и словами Путина, поздравившего всех собравшихся с днем Конституции. К этому времени на лицах уже всех присутствовавших в зале читалась смесь тоски и скуки, и даже премьер Дмитрий Медведев, сидевший прямо напротив трибуны Путина, под конец речи президента буравил взглядом потолок.
Свое послание Путин начал с пространных размышлений о том, что ближайшие годы будут переломными как для всего мира, так и для России. Сохраниться в меняющемся мире, среди перемен и потрясений, по мнению президента, смогут лишь те страны, которые усвоят новый технологический уклад, но при этом "сохранят идентичность". Президент призвал всех "быть и оставаться Россией", в основе которой - русские и русский народ (в ряды последнего президент записал все проживающие на территории РФ народности скопом, а также белорусов и украинцев). Судя по выступлению Путина, надежда выкарабкаться у России, население которой испытывает "дефицит духовных скреп", есть, но для этого она должна поддержать институты - носители традиционных ценностей (к примеру, школы), а также сделать ставку на патриотизм в качестве консолидирующей базы российской политики. Впрочем, все призывы к интеграции повисли в воздухе из-за того, что президент даже не потрудился толком обозначить те угрозы, пред лицом которой нации необходимо в очередной раз сплотиться (экстремизм и межнациональная рознь).
По мнению Владимира Путина, у России нет другого выбора, кроме демократии. Но демократия, навязанная извне, отметил он, стране не нужна, как не нужны и безответственные политики, которые игнорируют ценность, ключевую для истинных патриотов, - стабильность российского государства. В остальном широкое участие россиян в политической конкуренции представляется президенту желательным: должно появиться поле общих ценностей, разделяемых всеми основными игроками. Впрочем, по мнению Путина, из числа этих игроков необходимо исключить "обслуживающих интересы других правительств" политиков.
Самым весомым из политических заявлений Путина стало, впрочем, не требование президента соблюдать ряд правил политической игры, и даже не призыв возродить выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам, а ряд предложений в сфере миграционной политики. Речь в частности, идет о намерении упростить порядок получения гражданами других государств российского гражданства через институт "соотечественников" (о сомнительных для России выгодах, которые сулит эта идея, "Лента.ру" писала ранее). Кроме того, Путин пообещал укрепить миграционные барьеры (к примеру, запретить с 2015 года въезд в РФ для иностранцев без загранпаспортов) - очевидная цель этого предложения заключается в том, чтобы вовлечь страны СНГ в проект Таможенного союза, на участников которого это требование распространяться не будет.
Ключевым идеологическим и по сути единственным стратегическим новшеством в речи Владимира Путина стало обещание вложить часть Фонда национального благосостояния в российские ценные бумаги, связанные с инфраструктурными проектами. С 2013 года, как полагает президент, целесообразно вкладывать деньги (для начала - до 100 миллиардов рублей) из ФНБ в российскую экономику. Своим решением Путин фактически поставил точку в многолетнем споре Минфина и Минэкономразвития - сторонников и противников консервативной модели инвестирования Стабфонда, куда в период высоких цен на нефть государство складывает вырученные от продажи ресурсов "излишки" на черный день (частью Стабфонда и является ФНБ). В итоге поражение потерпел Минфин, долгое время отстаивавший свою позицию, согласно которой Резервный фонд, предназначенный для пополнения выпавших доходов казны в период кризиса, и ФНБ, представляющий собой страховку для Пенсионного фонда в стремительно стареющей России, должны оставаться в неприкосновенности как можно дольше.
Год назад, в своем последнем послании президент Дмитрий Медведев ставил задачи всем органам российской власти, включая будущего президента Владимира Путина. Теперь же Путин, став главой государства, в основном озадачил поручениями правительство; обращаясь же к прочим слушателям, в том числе и тем, кто в Кремль не попал, президент ограничился отчетом о проделанной работе. Путин напомнил критикам о том, какой огромный путь Россия прошла с начала 2000-х годов, и добавил, что в политике нечего делать националистам и раскачивающим систему политиканам от оппозиции. Российские элиты Путин призвал быть патриотичными, пояснив, что для бизнесменов это означает держать средства в России и вкладывать их в отечественную экономику, а не выводить за рубеж. Отметив, что коррупция "уничтожает ресурс национального развития", президент высказался за ограничение прав чиновников и политиков на зарубежные счета и акции, предложив новый тест на лояльность для бюрократической вертикали.
В послании президент вскользь затронул множество других тем, остановившись на проблемах демографии и русского языка, на борьбе с коррупцией, вопросах поддержки материнства, популяризации здорового образа жизни, системы воспитания в школах и образования в целом, призвал уважать тысячелетнюю историю страны, а в армии воссоздать Семеновский и Преображенский полки.
Никаких сюрпризов, которых ожидали от выступления президента политологи, не случилось, а речь главы государства, в основном, шла о практической реализации его же предвыборных обещаний. В послании президента крайне мало говорится о механизмах осуществления тех или иных планов, но содержится достаточно много заявлений декларативного характера. В документе, к примеру, нет четкого сигнала для борьбы с коррупцией, но достаточно много слов об абстрактном вмешательстве во внутренние дела России. В своей речи президент сделал акцент на формировании духовного, культурного, нравственного облика гражданина, но не потрудился проанализировать те трудности, с которыми государству предстоит столкнуться при попытках передать культурные ценности из прошлого новым поколениям россиян.
Накануне оглашения послания Путин признал, что в обществе существует запрос на перемены, но выступая перед парламентариями президент не только не дистанцировался от репрессивного политического курса, которого власть придерживалась в последние полгода, но и вовсе обошел полным молчанием реформы политической системы. Не исключено, что это объясняется не только тем, что Владимир Путин не считает нужным отчитываться в своих действиях перед оппозиционерами, но еще и тем, что политическая повестка Кремля лежит сейчас в несколько иной плоскости по сравнению с той, что была актуальна зимой и весной 2012 года. В свете растущего недоверия к власти экономические неурядицы могут запустить полномасштабный политический кризис с куда большей вероятностью, чем усилия раздробленной и ослабленной оппозиции.
Между тем запрос на то, чтобы власть объяснилась со страной относительно выбранного ею курса, вызревал весь прошедший год как среди критиков президента, так и среди его сторонников. Но послание к Федеральному собранию в исполнении Владимира Путина выглядело данью традициям, заложенным в начале 1990-х Борисом Ельциным, а не попыткой главы государства продемонстрировать дальнейшие векторы развития России. С таким же успехом президент мог пообщаться с правительством в рамках своего рабочего графика. В таком случае легче было бы скрыть от СМИ тот факт, что обратиться к нации, уставшей от последних невнятных лет, президенту банально не с чем.