И снова на повестке дня – оценка регулирующего воздействия
12 ноября 2012 г. директор Департамента оценки регулирующего воздействия В.А. Живулин провел заседание рабочей группы по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации при Консультативном совете по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития России.
Повестка заседания включала наиболее актуальные вопросы развития института ОРВ в Российской Федерации:
1. Проект законодательного закрепления оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации;
2. Алгоритм проведения ОРВ, начиная с ранней стадии разработки проектов нормативных актов. Системная реализация процедур на примере портала regulation.gov.ru;
3. Создание инфраструктуры для осуществления процесса ОРВ;
4. Мониторинг достижения целей регулирования и экспертиза действующих нормативных актов.
На заседании присутствовали представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бизнес-ассоциаций, АСИ, СМИ и экспертного сообщества. Центральной темой обсуждения стал вопрос законодательного закрепления процедур ОРВ в субъектах Российской Федерации, так как с 2014 года распространение процедуры оценки регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов региональных органов исполнительной власти предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
С 2010 года Минэкономразвития России проводит работу по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов федеральных ведомств при участии органов региональной власти 44 субъектов Российской Федерации. Разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения ОРВ в субъектах РФ, проведение ряда обучающих мероприятий Министерством в 2011-2012 годах, а также работа региональной группы по ОРВ при Консультативном Совете по оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России способствовали созданию необходимых условий для перехода к проведению процедур оценки самими субъектами РФ. Однако до выхода соответствующего Указа Президента ведущая роль во внедрении процедур ОРВ принадлежала самим регионам и отражала их стремление к совершенствованию процедур нормотворчества в целях создания более прозрачной правовой среды, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
В свете поставленных Президентом Российской Федерации задач по совершенствованию правотворческих процессов на всех уровнях власти 2013 год станет годом активной подготовки регионов к внедрению новых институтов. Поэтому ключевым вопросом заседания рабочей группы стало обсуждение подготовленных Министерством изменений в законодательство, устанавливающих порядок применения процедуры ОРВ в субъектах РФ. Так, для реализации мероприятий, направленных на дальнейшее развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, вносятся изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это обеспечит законодательное закрепление оценки регулирующего воздействия в регионах – с 2014 года, муниципалитетах – с 2015 года.
Ряд регионов активно внедряет процедуры оценки уже в этом году. Признанными лидерами в продвижении нового института являются Вологодская, Ульяновская области, Республика Башкортостан. Эти субъекты РФ пошли по пути внедрения федеральной модели, когда оценка регулирующего воздействия проводится в отношении подготовленных проектов нормативных правовых актов. Столичные же власти используют пилотный подход для формирования необходимых компетенций у государственных служащих, непосредственно занимающихся процедурами оценки. Для этих целей выбрано 6 разрабатываемых проектов нового регулирования, которые разрабатываются профильными департаментами правительства Москвы при непосредственной поддержке основного центра компетенции, ответственного за продвижение проекта по внедрению процедуры ОРВ на столичном уровне. Такой подход при существующем дефиците компетенций сотрудников региональных органов исполнительной власти в данной области представляется наиболее правильным.
В течение 2012 года также были заключены соглашения о взаимодействии между Минэкономразвития России и правительствами Республики Бурятия и Свердловской области при проведении оценки регулирующего воздействия. 27 субъектов Российской Федерации ввели или запланировали ввод процедур оценки регулирующего воздействия в 2012-2013 годах, 72 субъекта Российской Федерации представили предложения по законодательному закреплению оценки регулирующего воздействия. В русле этой работы на встрече с представителями региональных властей специалисты Минэкономразвития России неоднократно подчеркивали важность соблюдения единых стандартов проведения оценки регулирующего воздействия и публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.