Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как налог с продаж поможет экономике и снизит коррупцию

Источник: http://www.forbes.ru/sobytiya-column/230955-kak-nalog-s-prodazh-pomozhet-ekonomike-i-snizit-korruptsiyu

Автор: Ярослав Романчук, президент Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск)

14 декабря 2012 09:36

Как налог с продаж поможет экономике и снизит коррупцию

Новая налоговая система способна сберечь для России 10,5% ВВП, которые она теряет из-за неэффективности НДС

Что общего между Дмитрием Медведевым, Юлией Тимошенко и Джорджем Бушем — младшим? Все они в разное время и по разным причинам были и остаются критиками налога на добавленную стоимость (НДС). Изобретение социалистов середины XX века было призвано добавить в экономику справедливости. Хочешь обогатиться, добавлять большую маржу к цене товара — плати больше налогов. Прогрессивность внутри самого налога плюс прогрессивность самих ставок делают этот налог идеальным инструментом в руках распорядителей чужого, то есть политиков и чиновников.

Врожденные дефекты НДС  

Издержки и искажения, которые приносит НДС, гораздо больше издержек администрирования и уплаты любых других налогов. Как и любая модель системного равновесия или оптимального распределения, НДС не учитывает мотивацию плательщиков, администраторов и политиков, а также издержки регулирования и непреднамеренных последствий. Когда определенный объем ресурсов забирается у одних, чтобы передать другим под неизменно благовидным предлогом, схема быстро становится источником нерыночного обогащения и дискриминации.

Чтобы определить значимость НДС, нужно сравнить полные издержки на его уплату и администрирование, в том числе коррупционную составляющую, с доходами бюджета, а затем сделать то же самое с его прямым конкурентом — налогом с розничных продаж товаров и услуг. В России поступления по НДС составляют около 6% ВВП, или 16% всех доходов бюджетной системы. ВВП России в 2011 году составил $1850 млрд, в 2012 году прогнозируется на уровне $1920 млрд. Это значит, что оценочно бюджет России в 2012 году получит от НДС $115 млрд. Сумма вычетов при расчете НДС составляет более 90%. При этом совокупные издержки бизнеса и государства от этого налога превышают сумму, поступающую в бюджет.

НДС — один из самых сложных для расчета налог. Он требует от бизнеса больших затрат (бухгалтерия, правовая база, сбор документов, время руководителей, программное обеспечение и т. д.). Оценочно эти расходы составляют ~0,8% ВВП. Государство также тратит немало ресурсов на сбор НДС, налоговые проверки, обработку запросов на возврат НДС и т. д. Это людские ресурсы, офисы, транспортные и другие расходы. Оценочно они составляют 0,2% ВВП.

Даже законопослушные европейцы признают, что НДС — один из самых популярных инструментов мошенников и казнокрадов. Лжеэкспорт, фирмы-однодневки, даже целые финансовые структуры создаются под то, чтобы выманивать деньги из бюджета. Возврат НДС стал не только устойчивым бизнесом для незаконопослушных граждан, но и инструментом развращения чиновников. В России же суммарные потери от мошеннических схем, коррупции и злоупотреблений с этим налогом, включая затраты государства на выполнение контрольных функций, отвлечение экономических ресурсов страны на организацию коррупционных схем с НДС, составляют около 6,5% ВВП.

Теоретики НДС заверяют в его нейтральности. На самом деле это один из самых мощных исказителей структуры экономики и системы стимулов для компаний. У него нет единой «плоской» ставки. Импорт дискриминируется по сравнению с экспортом. Выделяются отдельные, «социально значимые» товары. Искажение происходит в том числе по скорости и порядку администрирования и возврата. Большой бизнес, обладающий мощным финансовым и административным ресурсом, не имеет проблем с возвратом НДС, в то время как малый дискриминируется государством. Чиновники заглушают сигналы рынка о совершении производственных и инвестиционных ошибок. Потом перед лицом рецессии распорядители чужого направляют миллиарды долларов на поддержку проблемных секторов под прикрытием так называемых антикризисных мер.

Сторонники НДС в поддержку этого налога представляют усеченный баланс издержек и выгод. Они делают вывод о безальтернативности НДС для России, ссылаясь на объем поступлений, европейский опыт, а также на постоянное улучшение качества администрирования налога.

Но если посмотреть на подробный расклад плюсов и минусов НДС и налога с продаж, легко убедиться, что НДС, обеспечивая доходы бюджета в 6% ВВП, приносит экономике издержки на 10,5% ВВП  — и это при весьма консервативной оценке.

Достоинства налога с продаж

Большинство аргументов против налога с продаж к природе этого налога и к той институциональной и правовой среде, в которой он должен работать, не имеет никакого отношения. Аргумент «в России уже был налог с продаж, и он показал свою низкую эффективность» несостоятелен. Этот налог был не вместо, а вместе с НДС и другими налогами, которые толкали коммерческие организации в тень, к сокрытию реального оборота. Когда государство забирает более половины валовой прибыли, естественно, налогоплательщики будут уклоняться от уплаты налогов. Платить взятки проверяющим за игнорирование формальных нарушений дешевле, чем платить все налоги.

Второй аргумент против налога с продаж — «каскадный эффект». Мол, налоговая база уже будет включать другие налоги. Получится удорожание товаров и услуг, а если вводить разного рода исключения, то получится тот же самое, если не хуже, что с НДС. В предлагаемой налоговой системе каскадный эффект минимален. Более того, его гораздо меньше, чем в сегодняшней системе.

Максимальную пользу налог с продаж приносит при следующих условиях:

Во-первых, никакого «соседства» с НДС;

Во-вторых, одновременно с введением налога с продаж отменяется налог на прибыль юридических лиц;

В-третьих, одна плоская ставка на все товары и услуги в рознице без исключений;

В-четвертых, ликвидация всех тех налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие организации, не работающие на уровне розницы (налог на недвижимость, землю, экологический и т. д.). В налоговой системе остаются акцизы на производителей алкоголя, табака, металлов, топливных и энергетических товаров (вместо налога на добычу полезных ископаемых). Сбор этих налогов максимально простой, поскольку производителей таких товаров и услуг относительно мало. Второй налог, который будут платить все физические лица на все формы дохода, это единый солидарный налог по плоской шкале (от 10% до 15%). Его будут автоматически начислять и уплачивать у источника дохода (работодатели). Этот налог заменяет налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

В-пятых, вместо многочисленных ставок таможенных пошлин вводится единая плоская ставка на импорт всех товаров и услуг (от 2% до 5%).

В-шестых, введение жестких штрафов за уклонение от уплаты налога с продаж. Контролировать уплату одного налога с понятной налоговой базы гораздо легче, чем наводить порядок в существующей системе.

Аксиоматично, что все налоги платят конечные потребители. Предлагаемая система исходит именно из этого постулата. В ней налог с продаж становится центральным элементом.

Основания для обвинений в каскадности отпадут, поскольку будут отменены многие налоги, которые включаются в цену. Можно будет не опасаться подорожания товаров. Причиной инфляции является мягкая денежная политика Центрального банка и монополистические практики правительства, а не изменение структуры цен и места уплаты налогов. Более того, из-за значительного сокращения издержек производителей, выхода из тени розничного оборота (невыгодно будет уходить от налогов, а мотивация платить будет резко усилена) легальный товарооборот резко увеличится.

Заметно сократятся издержки бизнеса по уплате налогов, которые сейчас достигают 15% оборота. Платить единый солидарный налог с начисленной зарплаты будут все физические лица. Даже издержки коммерческих организаций, работающих в рознице, будут минимальными благодаря единой ставке на все без исключения товары и услуги.

Появятся условия для ликвидации структурных искажений экономики, дискриминации по секторам экономики, размеру компаний, наличию административного ресурса. Большая часть налогов будет собираться как раз в том месте, где их платят потребители. Розничный оборот товаров и услуг был, есть и будет. Объем налоговых поступлений будет в гораздо меньшей степени зависеть от внешней конъюнктуры на нефть и газ.

При этом сырьевые компании будут платить только акцизы. Исчезнет дискриминация поставок на внутренний рынок по сравнению с экспортом. Размер акцизов согласовать легче и дешевле, чем сохранять существующую систему налогового фаворитизма для отдельных компаний и секторов.

Новый инновационный налоговый режим приведет к резкому снижению коррупции. С отменой НДС и налога на прибыль ликвидируется львиная доля оснований для возникновения коррупционных сделок. С уходом от уплаты налога с розничных продаж и услуг будет бороться значительно легче ввиду прозрачной, однозначно трактуемой налоговой базы и единой для всех налоговой ставки. Только экономия от ликвидации большого количества коррупционных схем и издержек выполнения налоговых обязательств бизнесом превысит $300 млрд.

Выбор ставки налога с продаж

Расходы органов госуправления в России в 2011 году составили 36,8% ВВП, в 2012-м — 37,3% ВВП. Это очень большой объем для нерыночного сектора. Для выполнения базовых функций государства и социальных обязательств, в первую очередь пенсионных, размер совокупных госрасходов должен быть максимум 25-28% ВВП. Для справки: в Сингапуре и Гонконге — меньше 20% ВВП, в Чили и Южной Корее — меньше 25% ВВП. Доходы органов госуправления при бездефицитном бюджете в инновационной налоговой системе с налогом с продаж в виде центрального элемента должны были быть на уровне $480 млрд.

Розничный оборот товаров и услуг в 2012 году в рамках существующей налоговой системы оценивается примерно в $850 млрд. Включение финансовых услуг под действие данного налога и выход из тени до 30% розничного товарооборота расширяет налогооблагаемую базу до $1400 млрд. Ставка налога с розничных продаж 18% дает нам поступления в объеме $252 млрд. Это почти 53% от суммы всех необходимых государственных доходов. Это гораздо больше, чем сегодня собирается от НДС, налога на прибыль и более мелких налогов. Остальную сумму доходов бюджета будут формировать акцизы, единый солидарный налог и «плоская» импортная пошлина. После становления новой налоговой системы, очищения экономики и органов госуправления от налоговой коррупции и мошеннических схем ставки налога с продаж можно будет снизить до 13-15%.

Таково комплексное предложение по введению в России налога с продаж вместо НДС. Если Дмитрий Медведев хочет найти альтернативу действующей налоговой системы с центральным элементом в виде НДС, ему нужно представить реальный план, а не механическую замену одного налога (НДС) на другой (налог с продаж). Сегодня Запад (ЕС и США) балансируют на грани кризиса в том числе и потому, что имеют очень некачественную налоговую систему. Россия не должна копировать неработающие модели и институты Запада. Ей нужна своя, инновационная модель. Основные ее контуры и положения я здесь описал.

Аргументы типа «правительство России не готово на радикальные налоговые реформы» или «бизнес не поддерживает» несостоятельны. Сначала нужно представить новую налоговую систему, объяснить ее суть, обсудить административные, фискальные и правовые аспекты, а потом делать вывод.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости