Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Оценка регулирующего воздействия - одно из действенных средств снижения административных барьеров

Оценка регулирующего воздействия - одно из действенных средств снижения административных барьеров

Один из ожидаемых  круглых столов,  организованных в рамках X Форума субъектов малого и среднего предпринимательства, был посвящен оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов.

В работе круглого стола «Развитие института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации» приняли участие:

  • Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга;
  • Виталий Злобин – заместитель директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ;
  • Николай Смирнов – представитель Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ;
  • Герман Шустиков – представитель КЭРППиТ.

Повестка заседания включала наиболее актуальные вопросы развития института ОРВ в Российской Федерации:

1. Проект законодательного закрепления оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации;

2. Алгоритм проведения ОРВ, начиная с ранней стадии разработки проектов нормативных актов. Системная реализация процедур на примере портала regulation.gov.ru;

3. Создание инфраструктуры для осуществления процесса ОРВ;

4. Мониторинг достижения целей регулирования и экспертиза действующих нормативных актов.

 

Центральной темой обсуждения стал вопрос законодательного закрепления процедур ОРВ в Санкт-Петербурге, так как с 2014 года распространение процедуры оценки регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов региональных органов исполнительной власти предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

 

Как известно, с 2010 года Минэкономразвития России проводит работу по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов федеральных ведомств при участии органов региональной власти 44 субъектов Российской Федерации.

 

Разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения ОРВ в субъектах РФ, проведение ряда обучающих мероприятий Министерством в 2011-2012 годах, а также работа региональной группы по ОРВ при Консультативном Совете по оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России способствовали созданию необходимых условий для перехода к проведению процедур оценки самими субъектами РФ. Однако до выхода соответствующего Указа Президента ведущая роль во внедрении процедур ОРВ принадлежала самим регионам и отражала их стремление к совершенствованию процедур нормотворчества в целях создания более прозрачной правовой среды, повышения инвестиционной привлекательности территорий.

 

В свете поставленных Президентом Российской Федерации задач по совершенствованию правотворческих процессов на всех уровнях власти 2013 год станет годом активной подготовки регионов к внедрению новых институтов. Поэтому ключевым вопросом заседания рабочей группы стало обсуждение подготовленных Министерством изменений в законодательство, устанавливающих порядок применения процедуры ОРВ в субъектах РФ. Так, для реализации мероприятий, направленных на дальнейшее развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, вносятся изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Это обеспечит законодательное закрепление оценки регулирующего воздействия в регионах – с 2014 года, муниципалитетах – с 2015 года. Процедура ОРВ рассматривается в качестве одного из действенных средств снижения административных барьеров в экономике, призванного служить искоренению причин и условий, снижающих конкуренцию и порождающих коррупцию в российском обществе.

 

Как отметил Виталий Злобин, в настоящее время ОРВ проводится в отношении проектов актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства. ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, а также в оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специально установленными для этого процедурами.

 

За короткий период применения ОРВ в России на федеральном уровне, со второй половины 2010 года и по состоянию на 1 июня 2012 года, подготовлено 1148 заключений об ОРВ.

 

По результатам 396 из них содержали вывод о наличии в рассмотренных проектах нормативных правовых актов избыточных требований и ограничений
(далее – «отрицательное заключение»), 752 заключения содержали вывод об отсутствии таких требований и ограничений и о приемлемости предлагаемого регулятивного решения в случае учета разработчиком представленных Минэкономразвития России замечаний.

 

В течение 2011 года имела место ярко выраженная тенденция роста количества проектов нормативных правовых актов, направляемых в Минэкономразвития России на ОРВ: если в начале 2011 года на оценку ежемесячно направлялось от 20 до 30 актов,
то к первым месяцам 2012 года эта цифра возросла до 100 – 120 актов в месяц. Одной из причин роста количества проектов нормативных правовых актов, направляемых в Минэкономразвития России на ОРВ, является рост числа принимаемых нормативных правовых актов.

 

Таким образом, количество прошедших ОРВ проектов нормативных правовых актов в данный момент велико, но при этом проводимые процедуры ОРВ пока покрывают лишь незначительную часть вновь вводимого регулирования.

 

Участниками круглого стола было отмечено, что институт оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования и предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе экономической деятельности.

 

Важным элементом процедуры ОРВ является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, которое позволяет выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов.

 

Ключевые цели проведения процедуры ОРВ:

  • Рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, связанные с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами по выполнению вновь вводимых требований, включающими затраты трудового времени сотрудников, необходимые материалов, а также затраты на консультации и обучение;
  • Оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны или региона, конкуренцию и структуру рынков;
  •  Обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;
  • Снизить риски, связанные с ведением нового регулирования и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В заключение было отмечено, что Минэкономразвития России в рамках внедрения института оценки регулирующего воздействия предусмотрело необходимость проведения публичных консультаций по всем поступающим на оценку регулирующего воздействия проектам актов, затрагивающим интересы бизнеса. Для этого создан Единый интернет-портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнителыюй власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения (regulation.gov.ru), который 1 октября 2012 г. введен в эксплуатацию.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости