Евросоюз лишает Кипр суверенитета, а российский бизнес - оффшорной гавани
В ноябре 2012 года сначала в германских, а вслед за ними и в других европейских СМИ была поднята другая проблема - целесообразности помощи Кипру - превращенному в офшор по отмыванию незаконных, главным образом, российских капиталов. Поводом стало известие о представленном германскому правительству секретном докладе германской разведывательной службы BND о состоянии финансов Кипра. Суть проблемы в докладе сводилась к идее, что главными бенефециариями возможной финансовой помощи ЕС станут, на самом деле, связанные с кипрским офшором российские олигархи, бизнесмены и простые российские мафиози. Кипрское правительство 5 ноября 2012 года публично отвергло обвинения в отмывании денег. Киприоты трактовали возникшие претензии европейцев, как попытку очернить репутацию Кипра как места размещения международных инвестиций.
Переговоры "тройки" возможных международных спонсоров Кипра с правительством островного государства затянулись и продолжались почти полгода прежде, чем был достигнут какой-то результат. Киприоты упорствовали на сохранении у себя главного стимула для офшорной деятельности - крайне низкой ставки корпоративного налогообложения. Они попытались воздействовать на Брюссель одновременным обращением за помощью к Москве, тем самым подтвердив в глазах европейцев свою роль российского офшора.
Никосия упорствовала и по более мелким статьям. Так, киприоты боролись за сохранение тринадцатой зарплаты. Они отказывались приватизировать госкомпании, из которых самая привлекательная та, что занимается подготовкой газодобычи на морском шельфе у острова.
В пятницу, 23 ноября, Брюссель опроверг сообщение кипрских СМИ о том, что предварительное соглашение о предоставлении помощи Кипру готово. Однако спустя неделю, 30 ноября 2012 года представители Кипра и т. н. "тройки" - МВФ, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Европейской комиссии согласовали предварительные условия предоставления помощи Кипру. Меморандум о взаимопонимании - документ из 30-ти страниц был согласован. Единственное, что не было определено - это точная сумма пакета помощи. Означенная проблема обсуждалась 3 декабря 2012 года на встрече Еврогруппы (совет министров финансов еврозоны) в Брюсселе. Окончательная сделка по помощи Кипру зависит от одобрения министров финансов и национальных парламентов еврозоны. 3 декабря 2012 года не была названа и точная сумма, необходимая для рекапитализации банков Кипра. Для определения ее размеров Еврогруппа постановила провести аудит банков Кипра. По оценкам различных финансовых экспертов, рекапитализация банков Кипра может потребовать от 8 до 10 млрд. евро. В экстренной финансовой помощи нуждаются два крупнейших банка Кипра - Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank. При реструктуризации греческих банков в этом году банки Кипра лишились более ?4 млрд. своих вкладов и кредитов. Несмотря на это обстоятельство, меморандум требует от кипрских банков увеличения отношения капитала к активам банка с 8 до 9 процентов к декабрю 2013 года.
А всего по предварительным расчетам, сделанным в конце ноября 2012 года, Кипру может потребоваться разовая помощь в ?17,5 млрд., из которых ?10 млрд. пойдет банкам, ?6 млрд. - для рефинансирования обслуживания государственного долга Кипра на период с 2013 по 2016 годы и ?1,5 млрд. - для закрытия текущего бюджетного дефицита. Кипр хотел бы получить помощь "тройки" под 2,5 процента годовых.
Соглашение с международными кредиторами потребует корректировки государственного бюджета Кипра в размере около 7,3% от ВВП между 2012 и 2016 годами. По прогнозам экономистов, экономика островного государства сократится на 2,4% в этом году и 3,5% в следующем 2013 году. "Тройка" рассчитывает на достижение первичного профицита в бюджете Кипра в размере 4% от ВВП к 2016 году.
Германский Spiegel в своей статье от 10 декабря 2012 года, посвященной проблеме кипрского долга, так расценил сложившуюся ситуацию: "Кипр желает получить помощь из фонда спасения Европейского Союза. Но цена за денежные миллиарды помощи высока. Страна потеряет свой суверенитет". 6 декабря 2012 года президент Кипра Димитрис Христофиас сообщил по телевидению о том, что помощь будет получена, а условия ее получения тяжелы для Кипра. Свое выступление перед киприотами он закончил словами утешения и надежды. После турецкого вторжения, - сказал Христофиас, - страна была восстановлена. И сегодня, добавил он, на Кипре можно надеяться на новое "экономическое чудо".
Бюджет 2013 года Кипра предполагает сокращение на 5,3% зарплат, пенсий и премий в общественном секторе, замораживание уровня заработной платы до 2016 года, сокращение штатов служащих в государственном и общественном секторе. Работников в государственном секторе ждет сокращение заработной платы от 6,5 до 12,5 процентов.
Будут повышены акцизы на табак в 2,5 раза с ?60 до ?150 за килограмм. Будет увеличен налог на горючее на автозаправках на 7 евроцентов за литр. Налог на добавленную стоимость будут увеличен на 2% с 17% до 19%. В меморандуме "тройка" требует сокращения расходов в сфере здравоохранения.
Условия предоставления "тройкой" помощи Кипру содержат мелочные и унизительные регламентации. Государственным служащим и политикам, включая членов кабинета министров, предстоит летать по делам в Европу в эконом-классе. Исключения сделали только для президента страны и председателя парламента. Расходы на зарубежные командировки будут урезаны. Привилегия высокопоставленных чиновников покупать автомобили беспошлинно будет устранена. "Тройка" установила свое расписание для работы государственных учреждений на Кипре. Им предписано начинать работу ровно в 8 часов утра. Начиная с 1 сентября 2013 года, государственные служащие будут работать на основе гибкого графика. Продолжительность их рабочей недели установлена в 37 с половиной часов, или 7 с половиной часа в день.
Что касается банковского сектора, то меморандум требует, чтобы кризисные банки конвертировали долги своим кредиторам и вкладчикам передачей им своих акций. В случае с русскими держателями германский Spiegel злорадствует по этому поводу: "Теперь, люди, которые ранее вкладывали свои богатства в яхты, автомобили и футбольные клубы будут принудительно превращены в собственников банка на Кипре". В совместном меморандуме содержится параграф о том, что Кипру придется восстановить свой финансовый сектор и доверие к нему в ближайшие годы через улучшение его положения и усиление борьбы с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов.
Спустя неделю после того, как президент Кипра заявил о достижении соглашения с "тройкой", пункт меморандума об усилении борьбы с отмыванием денег стал выполняться. 13 декабря 2012 года стало известно, что Кипр начал у себя расследование незаконного оборота российского капитала. Предлогом стало актуальное для Запада после принятия т. н. "Списка Магнитского", дело этого самого Сергея Магнитского. Адвокаты британского инвестиционного фонда Hermitage Capital, в котором работал юрист Сергей Магнитский, в июле 2012 года передали прокуратуре Кипра доказательства отмывания денег через его офшоры. Речь в означенных документах идет о деньгах, которые отмывала так называемая группа Клюева. $31 млн. налоговых денег был якобы перемещен из России с использованием пяти кипрских банков: Alpha Bank, Cyprus Popular Bank, FBME Bank, Privatbank International и Komercbank.
Власти Кипра еще в октябре 2012 года сообщали, что прежде чем они начнут свое расследование данного дела, они должны сначала провести консультации с Москвой, чтобы убедиться, что деньги были действительно украдены. Сейчас расследованием этого дела на Кипре занялось специальное агентство "Мокас", в задачу которого входит борьба с отмыванием денег. Пока правительство Кипра не хочет пугать российских вкладчиков своих банков. В случае с расследованием по делу Магнитского оно заявило, что даже в том случае, если русская мафия использовала банки Кипра, "это не означает, что имеются проблемы со всеми другими [русскими] счетами". Киприоты пытаются уверить российских держателей, что вопросы финансовой помощи ЕС и проблема отмывания капиталов в кипрском офшоре не связаны друг с другом. Они утверждают, что "тройку" интересует больше управление кипрскими банками, чем содержание их работы.
Однако проба с делом Магнитского может стать дебютом для "потерявших суверенитет" властей Кипра. По сведениям германской спецслужбы BND, в 2011 году через кипрский офшор ушло из России около $80 млрд. Как утверждает германская разведка, россияне в качестве депозита держат сейчас в кипрских банках суммы в размере $26 млрд., что сопоставимо с годовым ВВП островного государства.