Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

На заседании Правительства России обсудили вопросы, связанные с разработкой и реализацией «дорожных карт»

На заседании Правительства России обсудили вопросы, связанные с разработкой и реализацией «дорожных карт»

Сегодня на заседании Правительства обсудили несколько вопросов, связанных с ранее принятыми решениями, в том числе отчёт о реализации мер, предусмотренных дорожными картами по совершенствованию делового климата.

Как отметил глава Правительства Дмитрий Медведев, цель – улучшение инвестиционного климата, снятие излишних ограничений, административных барьеров для бизнеса. К настоящему времени дорожные карты утверждены по пяти направлениям.

Речь идёт о получении разрешений на строительство, на таможенное администрирование, на поддержку экспорта, регистрацию собственности, повышение доступности энергоинфраструктуры – это те направления, которые всегда предприниматели называют наиболее проблемными. К 2018 году число регулируемых процедур, этапов, согласований, различного рода формальностей, которыми государство обычно занимается, должно уменьшиться в разы.

Эффективность этой работы должна получить оценку независимых экспертов, улучшить соответствующие наши позиции в мировых рейтингах.

Справедливые нарекания вызывает зачастую формальный подход органов исполнительной власти к выполнению соответствующих планов по этим картам. Карты – не застывшие схемы, они могут перерабатываться, дополняться. В любом случае должна быть использована многоуровневая система мониторинга. И основное, конечно, – чтобы реализация этих карт проходила не только в министерских кабинетах и на заседании Правительства. Основное поле деятельности – это регионы, там условия ведения бизнеса нередко существенно отличаются. В феврале 2012 года утверждён стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации по созданию благоприятного инвестклимата. Он уже действует в целом ряде регионов.

Министр экономического развития Андрей Белоусов рассказал о разработке и реализации дорожных карт. Это карты по совершенствованию таможенного администрирования (напомню, что по рейтингу Doing business мы по этому направлению занимаем 162-е место из 185), по повышению доступности энергетической инфраструктуры (это, соответственно, сегодня 184-е место из 185), улучшению предпринимательского климата в сфере строительства (178-е место) и повышению качества государственных услуг в сфере регистрации прав собственности (46-е место). И также пятая карта – это карта по поддержке экспорта. Из них по первым трём дорожным картам уже наступили сроки исполнения ряда мероприятий, но, прежде чем перейти к характеристике достижений и имеющихся проблем, хотел бы напомнить, что сегодня мониторинг исполнения дорожных карт осуществляется на трёх уровнях. Первый уровень – административный, где контролируется формальное исполнение мероприятий ответственным федеральным органом исполнительной власти, прежде всего внесение или принятие соответствующего нормативно-правового акта. Второй уровень – уровень контроля со стороны разработчика дорожных карт – рабочих групп, созданных Агентством стратегических инициатив, которые оценивают степень достижения планируемых эффектов от реализации соответствующих мероприятий. И третий уровень осуществляется силами предпринимательского сообщества, объединениями предпринимателей, экспертов, где проводится оценка реального изменения ситуации в той или иной области и правоприменительной практике. Всего по утверждённым дорожным картам за период с июля по ноябрь была запланирована реализация 30 мероприятий, на декабрь запланирована реализация ещё 35 мероприятий. Что показали первые результаты? Прежде всего, что сегодня по всем пяти направлениям есть реальное продвижение, есть изменения прежде всего в нормативной базе. В то же время оценки предпринимательского сообщества зачастую значительно отличаются от оценок исполнения мероприятий федеральными органами исполнительной власти.

«Начну с дорожной карты совершенствования таможенного администрирования. Здесь на сегодняшний день была предусмотрена реализация пяти мероприятий. В качестве безусловно достигнутого результата можно констатировать, что сегодня уже обеспечена передача в режиме реального времени из коммерческих банков в Федеральную таможенную службу сведений о паспортах сделок по внешнеторговым договорам. Таким образом, созданы реальные условия для освобождения предпринимателей от обязанности при декларировании товаров предоставлять в таможенные органы такие паспорта», – говорит Белоусов.

Наиболее существенным из мероприятий, срок исполнения которых наступил, является обеспечение предуведомления, то есть предварительной информации в пунктах пропуска о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу, и использование этой информации в системе управления рисками для принятия решения о выпуске товаров. Эти мероприятия направлены прежде всего на сокращение сроков совершения таможенных операций в пунктах пропуска через государственную границу.

Федеральная таможенная служба обещает изменить ситуацию в течение I квартала следующего года. И мы пришли к выводу, что к концу I квартала действительно следует ожидать существенного сокращения скорости проведения соответствующих таможенных операций. Мы считаем правильным перенести сроки исполнения этих мероприятий для доработки информационной системы и обеспечения полномасштабного использования предварительной информации в рамках системы управления рисками до марта следующего года.

Другой спорный пункт – это утверждение порядка реорганизации и ликвидации таможенных органов. Здесь также принят соответствующий акт Федеральной таможенной службы, но обеспокоенность делового сообщества вызывает то обстоятельство, что разработанный Федеральной таможенной службой порядок создания, реорганизации, ликвидации таможенных органов практически полностью оставил полномочия по принятию всех решений за Федеральной таможенной службой, за исключением только случаев ликвидации таможенных постов. По нашему мнению, это решение Федеральной таможенной службы России напрямую затрагивает интересы участников внешней экономической деятельности, поэтому мы считаем целесообразным и правильным, чтобы на эти мероприятия была распространена практика проведения оценки регулирующего воздействия. На прошлом заседании Правительства было одобрено распространение процедуры обязательной оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования начиная с 1 июля следующего года.

По дорожной карте «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Здесь ситуация достаточно позитивная, благоприятная. Из девяти мероприятий с наступившими сроками исполнения три мероприятия полностью исполнены, и бизнес действительно подтвердил, что ситуация улучшилась. По пяти мероприятиям нормативные акты находятся в стадии принятия, причём и рабочая группа, и профессиональное сообщество подтвердили, что содержание этих нормативных актов полностью соответствует ожиданиям и тому смыслу, который закладывался в них при разработке дорожной карты. Уже сегодня есть первые результаты. Запущен в тестовом режиме интернет-сайт с интерактивной картой, информирующей потребителей о доступных точках подключения к электросетям. Со временем этот сайт будет наполняться новыми данными и оптимизироваться для удобства потребителей. Принята типовая форма договора на подключение к электросетям путём перераспределения мощности. Это значительно упрощает договорные отношения для потребителей. Кроме того, потребители с мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт получили право на рассрочку платежа за подключение на три года. Раньше эта льгота касалась только достаточно мелких потребителей.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости