В Госдуме считают, что НДС для пищевых продуктов должен составлять 10%
Зампред комитета Госдумы разделила всю пищевую и перерабатывающую промышленность на три категории: предприятия, чье техническое и технологическое оснащение находится на крайне низком уровне. К ним, в первую очередь, можно отнести мукомольную, хлебопекарную и консервную промышленности, сказала она. Также предприятия, на которых проведено техническое перевооружение, к коим можно отнести масложировую и кондитерскую отрасли и предприятия, находящиеся под контролем транснациональных корпораций, оснащенные самым современным оборудованием, где уровень менеджмента соответствует мировым стандартам - к ним можно отнести пивоваренную и соковую промышленности.
Самая тяжелая ситуация, характеризующаяся высокой степенью изношенности оборудования, достигающей порой 80%, а также значительными энергозатратами, высокой себестоимостью продукции и низкой рентабельностью (мукомольная - 1%, хлебопекарная - 4-6%), создалась в первой категории предприятий, сказала депутат. "Депутаты дважды выходили с законопроектом, предусматривающим выделение сельхозтоваропроизводителям субсидий из федерального бюджета до 35% на приобретение ими новой техники или нового технологического оборудования. Аналогичные программы уже приняты в ряде регионов, и сыскали хорошие отзывы со стороны сельхозпроизводителей", - сказала депутат.
Вторая категория - предприятия, построившие новые производства, оснащенные современным оборудованием, способные выпускать качественную продукцию, продолжила она. Вместе с тем, сложившийся не в пользу сельхозтоваропроизводителей диспаритет цен, высокие ставки по кредитам, монополия розничных сетей на рынке загоняют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в так называемую долговую кабалу, что делает отечественное производство неконкурентоспособным с точки зрения себестоимости продукции и их финансовой устойчивости, озабочена Школкина.
"Аналогичная ситуация складывается в целом по АПК, где ссудная задолженность по разным оценкам составляет до 2 трлн рублей, а кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 4,4 раза, что делает невозможным привлечение дополнительных средств в отрасли так необходимых для дальнейшего развития", - отметила зампред комитета.
Депутаты Госдумы поддерживают инициативу Минсельхоза о внесении изменений в закон "О развитии сельского хозяйства" в части касающейся распространения мер государственной поддержки и на предприятия перерабатывающей промышленности, заявила Школкина.
Она предложила рассмотреть вопрос о сложившейся финансовой ситуации, так как в последнее время в Госдуму все чаще поступают сигналы о критическом финансовом положении в отрасли. "Полагаем, что нам после всестороннего обсуждения данного вопроса возможно придется выйти с законопроектом о списании или реструктуризации на 20 лет кредиторской задолженности сельхозпроизводителей в первую очередь по кредитам, выданным, в том числе на ликвидацию последствий засухи и на модернизацию АПК", - заявила Школкина.
Говоря об актуальных мерах поддержки, Школкина высказала позицию комитета Госдумы по аграрным вопросам. Парламентарии полагают, что меры господдержки, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, не должны сводиться только к финансовой помощи. Необходимо использовать разрешенный в условиях ВТО широкий набор инструментов: законодательное регулирование, установление стандартов качества продукции, налоговые льготы и др.
В частности, в ближайшее время необходимо внести поправки в закон "О развитии сельского хозяйства" о распространении мер государственной поддержки и на переработчиков сельхозпродукции. Кроме того, необходимо разработать и утвердить Программу технической и технологической модернизации АПК, считает Школкина.
Актуально также разработать и утвердить Федеральную целевую программу "Развитие кадрового потенциала АПК", так как уже сегодня АПК испытывает острый дефицит в специалистах и управленческих кадрах, отметила Школкина.