Роспотребнадзор подводит итоги работы в области финансовых услуг
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав результаты деятельности территориальных органов Роспотребнадзора за 9 месяцев 2012 года по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав финансовых услуг, констатирует, что одна из самых тревожных тенденций последних лет, связанная с ростом числа обращений граждан с жалобами на неправомерные действия организаций, оказывающих финансовые услуги (в основном – это потребительское кредитование), а также в отношении так называемых коллекторов, сохраняется.
Данное обстоятельство не в последнюю очередь характеризует показатель общего числа надзорных мероприятий, проводимых в отношении кредитных организаций, а также отражается на соотношении соответствующих плановых и внеплановых проверок.
В результате, по состоянию на 1 октября 2012 года применительно к вопросам соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей при предоставлении кредитов гражданам в отношении банков было проведено 916 проверок, что на 5 % больше, чем за весть 2010 год, и примерно соответствует уровню 2011 года. Из них 70 % составили внеплановые проверки.
Одновременно за тот же период времени было проведено 689 административных расследований (за весь 2011 год – 804, за 2010 год – 658), что свидетельствует о продолжающемся росте названного показателя и объективном наличии для этого соответствующих оснований.
Всего за 9 месяцев 2012 года в отношении лиц, виновных в несоблюдении при предоставлении кредитов гражданам – заемщикам обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, было составлено 1062 протокола об административном правонарушении (за весь 2011 год – 1219, за 2010 год – 950), вынесено 752 постановления о привлечении к административной ответственности (в 2011 году - 1092, в 2010 году – 720).
С учетом все более частого подтверждения органами судебной власти последовательно отстаиваемой правовой позиции Роспотребнадзора по основным видам административных правонарушений, связанных с нарушением прав потребителей в области потребительского кредитования, наметилась тенденция к уменьшению числа обжалуемых постановлений о привлечении к административной ответственности - если в 2010 году банки обжаловали 55 % таких постановлений, в 2011 году – 52%, то за 9 месяцев 2012 года – 45 %.
Одновременно по состоянию на 1 октября 2012 года 82 % поданных в суд заявлений об отмене постановлений о привлечении банков к административной ответственности судами первой инстанции признавались не подлежащими удовлетворению.
Законодательные основы приоритетности судебной защиты прав потребителей обусловливают необходимость продолжения и развития практики участия территориальных органов Роспотребнадзора в реализации полномочий, закрепленных взаимосвязанными положениями статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и статьями 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В результате за 9 месяцев 2012 года территориальными органами Роспотребнадзора по рассмотренным судами гражданским делам в сфере предоставления кредитными организациями финансовых услуг было дано 2448 заключений в целях защиты прав потребителей, кроме того в отношении банков было направлено 44 иска в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Таким образом, сфера защиты прав потребителей в сегменте финансовых услуг продолжает оставаться актуальной, а соответствующие правомочия Роспотребнадзора, связанные с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, со стороны пострадавших заемщиков по-прежнему востребованы и объективно необходимы. При этом Роспотребнадзор как орган, полномочный осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, полагает, что достигнутый уровень защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования, обеспеченный, в том числе, благодаря сформированной правоприменительной (административной и судебной) практике, не может и никоим образом не должен умаляться.
Как показывает анализ поступающих в Роспотребнадзор обращений, наиболее проблемной для заемщиков остается вопрос урегулирования с кредитными организациями споров (наряду с темой «дополнительных комиссий и услуг») в отношении возникновения и погашения неочевидной задолженности, взысканием которой во внесудебном порядке занимаются так называемые «коллекторы», чьи формы и методы работы с гражданами были красноречиво оценены с точки зрения их соответствия закону органами прокуратуры Российской Федерации.
Тем не менее, на таком явно негативном фоне со стороны коллекторов не прекращаются попытки манипулирования в своих интересах теми положениями гражданского законодательства, относительно которых соответствующая правовая позиция была выражена в том числе на уровне высших судебных инстанций (указанное, главным образом, касается вопроса о допустимости либо недопустимости применения института цессии к отношениям по кредитному договору между банком и заемщиком-гражданином, в результате чего новым кредитором становится некое «коллекторское агентство»).
В этой связи Роспотребнадзор не усматривает безусловных оснований для признания правомерности включения в кредитный договор с заемщиком (физическим лицом), якобы с согласия последнего, условия о праве банка передавать право требования по кредитному договору с потребителем каким-либо лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности,объективно полагая, что это не согласуется с целеположениями законодательства о защите прав потребителей.