Рунет 2012: тенденции 2012 года
18 декабря в Digital October прошла конференция «Рунет: переломный 2012 год. Итоги года». Событие объединило профессионалов, участников рынка, общественных организаций, а также сотрудников профильных ведомств с целью обсудить главные тенденции развития рунета в экономике и законодательстве.
Экономика рунета
Суммарно объем рынков, завязанных на российском интернете составил в 2011 году 553, 79 млрд рублей с прогнозом роста на 30% по итогам 2012 года. Многие показатели российского рынка выводят его на первое место в в Европе, что начинает привлекать крупных международных игроков на внутренний рынок, особенно в сегментах коммерции и продажи контента. В связи с этими хорошими показателями, укрепляется интерес североамериканских инвесторов к России. Однако этот интерес необходимо развивать, он далек еще от уверенности в возможности крупных инвестиций. Дмитрий Аханов, Директор по взаимодействию с компаниями США и Канады РОСНАНО, заметил: «Если в двух словах резюмировать отношений американских и канадских венчурных фондов и инвесторов к рунету, то интерес есть, но пока еще нет уверенности в том, что это то, куда стоит вкладывать в первую очередь. Однако есть тенденции к улучшению ситуации: во-первых, это рост российского интернета, что повышает его привлекательность. Второе — это то, что на Западе есть уверенность, что уж с чем, а с мозгами в России проблем нет, таким образом, нет кадровой проблемы в плане разработчиков».
Законодательные инициативы
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела исследование законодательных инициатив уходящего года и подготовила прогноз на дальнейшее развитие рунета. Уходящий год ознаменовался существенным усилением государственного регулирования и внимания со стороны российской законодательной и исполнительной власти к сети Интернет и вопросам, возникающим в связи с ее развитием. В частности, возникли следующие инициативы: обеспечение безопасности детей от «вредной» информации, защита интеллектуальной собственности и авторского права в сети Интернет (PIPA), ограничение ответственности интернет-СМИ за комментарии пользователей и так далее. Одновременно были озвучены и продолжают обсуждаться законодательные инициативы, направленные на ограничения прав пользователей на защиты личной информации в сети (связанные с идентификацией пользователей в интернет), лицензировании облачных услуг, усилении ответственности информационных посредников за контент третьих лиц и др. Однако, все эти инициативы отличаются высокой скоростью прохождения в различных инстанциях без предварительного публичного обсуждения с экспертным сообществом. Таким образом, одной из важнейших угроз развитию российского рунета стало право применения подготовленного таким образом ФЗ 139 от 28 июля 2012 года. «Основные риски, связанные с предусмотренной законом процедурой блокировки добросовестных ресурсов по доменам и сетевым адресам напрямую угрожает интернет-экономики и развитию инноваций, а также развитию электронной коммерции и торговых отношений России в контексте вступления в ВТО», считает Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.
По мнению экспертов интернет отрасли, в следующем году особо актуальными для в фокусе законодательного регулирования будут оставаться вопросы, касающиеся: - правоприменения 139-ФЗ и подзаконных актов в свете технологических изменений в системе сетевой адресации; - регулирования персональных данных в национальном и международном аспектах, - регулирования в сфере интеллектуальной собственности - почтовой связи и курьерских служб - расследования киберпреступлений и формирования правоприменительной практики доказательной базы - открытого правительства и открытых данных - регулирования облачных сервисов - регулирования в сфере электронных платежей.
Кроме участия экспертного сообщества в обсуждении законодательных инициатив, участники панели сошлись в том, что важно развить и поддерживать принципы саморегулирования интернет-отрасли. Отдельные шаги к этому уже сделаны. В частности, в течение 2012 года членами РАЭК был принят ряд Манифестов и Стандартов, в рамках которых разработаны принципы саморегулирования отрасли в отношении авторского права и детской безопасности.