Минсельхоз РФ обеспокоен объёмами поставок белорусского продовольствия
Белоруссия нарастила поставки на российский рынок молочной и мясной продукции, значительно превысив согласованные объёмы, что вызывает обеспокоенность Москвы. Об этом 25 декабря в интервью информагентству "Прайм" заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков.
Белорусская сторона не отрицает превышение согласованного объема поставок продовольственных товаров на российский рынок и добивается увеличения ранее согласованных квот, по словам Шестакова, на "десятки процентов". Ориентировочно в феврале Москва и Минск согласуют прогнозный баланс спроса и предложения по основным видам сельхозпродукции на 2013 год, сообщил Шестаков. При этом российская сторона готова принять во внимание запросы белорусских коллег при соблюдении ими взятых на себя обязательств. Данная проблематика обсуждалась на прошлой неделе в Москве во время переговоров министра сельского хозяйства России Николая Федорова с министром сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонидом Зайцем.
"Нашу обеспокоенность вызывает существенное превышение согласованных объемов поставок молочной и мясной продукции из Белоруссии ", - заявил Шестаков. Он отметил, что при определенном на 2012 год объеме ввоза молочной продукции в 3,7 млн т (в пересчете на молоко), фактический объем поставок составит, по прогнозу Минсельхоза РФ, 4,1 млн т, к тому же наблюдается "частичный демпинг". Поставки сухого цельного молока вместо согласованных 14 тыс т в 2012 году составили 26 тыс т.
"Мы также заострили внимание белорусских коллег на многократное превышение согласованных объемов поставок сухой молочной сыворотки: согласовано 14 тысяч тонн, сейчас уже поставлено 72 тысячи тонн. Они на встрече пообещали, что эту ситуацию возьмут под особый контроль, и дальше будут поставлять исключительно в рамках согласованных объемов", - сообщил Шестаков.
"Есть примеры того, что молочная сыворотка, поскольку дешевле, подмешивается к сухому молоку, то есть поставляется под видом сухого молока. А это несправедливая конкуренция ", - сказал заместитель министра сельского хозяйства РФ. По его словам, одной из основных проблем взаимной торговли молочной продукцией является непрозрачность системы трейдеров.
Минсельхоз РФ обеспокоен поставками мяса из Белоруссии: при согласованном объеме 170 тыс т они составили 332 тыс т, хотя год не закончился. Ввоз мяса птицы превысил согласованный объем в шесть раз, свинины - в 2,5 раза, в значительном объеме ввозятся мясопродукты. У российской стороны имеются сомнения в том, что все ввозимое из Белоруссии мясо имеет белорусское происхождение. "С одной стороны, Белоруссия просит увеличить им импортные квоты на поставки мяса из третьих стран. С другой стороны, мы видим, что это мясо либо путем замещения, либо транзитом идет к нам. И мы слышали заявления неофициальных лиц, что им это очень выгодно", - констатировал российский чиновник.
"Белорусская сторона ссылается на то, что доля ее поставок в общем объеме импорта мясной продукции РФ не такая значительная, - сообщил Шестаков. - Если наши коллеги не будут предпринимать меры, тогда мы будем ставить вопрос о сокращении импортных квот на поставку мяса для Белоруссии. Импортная квота необходима для того, чтобы восполнять дефицит, а не чтобы это мясо переправлять в РФ".
Комментируя предстоящие переговоры с белорусской стороной по объёмам поставок в 2013 году, Шестков сказал: "Но здесь будем отстаивать позицию российских производителей. Мы не против увеличения поставок, но, во-первых, оно не должно идти такими темпами, а во-вторых, наши партнеры должны идти в рамках согласованных объемов, чтобы наш рынок мог понимать, какие дополнительные объемы поступают на российский рынок".
"И мы будем наставать на том, чтобы эти балансы, если мы хотим работать в добрососедских отношениях, обязательно выполнялись. И речь идет не о том, что мы как-то хотим ограничить конкуренцию, а о том, чтобы двигаться в направлении согласованной аграрной политики", - добавил замглавы Минсельхоза РФ.
По словам Шестакова, согласованные балансы должны являться важным инструментом согласованной аграрной политики, концепция которой сейчас разрабатывается в Таможенном союзе. "Поскольку за счет балансов у каждой стороны есть возможность прогнозировать развитие своего собственного сельского хозяйства, а без баланса невозможно оказывать эффективную поддержку", - констатировал Шестаков.
Председатель правления Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Андрей Даниленко заявил, что проблема поставок из Белоруссии является давним поводом для беспокойства: "Мы еще весной говорили о том, что есть риски увеличения поставок из Белоруссии. В республике избыточное производство молочной продукции, и основным рынком сбыта для нее является Россия. И, действительно, увеличение поставок пошло, причем летом, когда у нас своего молока в избытке. В результате закупочные цены на молоко в России в этом году были ниже, чем в прошлом, а себестоимость, наоборот, из-за засухи выше".
По словам Даниленко, белорусские производители могут предлагать цены ниже среднерыночных за счет более высокого уровня господдержки. "Кроме того, в этом году Белоруссия летом не снизила на временной основе объемы ввоза молочной продукции в РФ, как делала это ранее", - отметил он.
В 2012 году Белоруссия на 20% превысила согласованный объем поставок молочной продукции на российский рынок, констатировал глава российского союза. "При этом белорусская сторона хочет их на следующий год еще на 20% от нынешнего уровня повысить. Очевидно, что это будет происходить за счет вытеснения с рынка российских производителей", - отметил Даниленко. Он обратил внимание: белорусские поставщики по ассортименту пересекаются в большей степени с российскими производителями, и в меньшей степени конкурируют с импортом из третьих стран, поставки из которых выросли в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. При этом производители молочной продукции из Евросоюза также пользуются большей поддержкой государства, чем российские.
"Российские производители оказались в условиях неравной конкуренции, - сделал вывод Даниленко. - При дальнейшем росте импорта из Белоруссии и третьих стран велики риски того, что российские производители окажутся в условиях потенциального банкротства. Эту перспективу нельзя исключать, если уровень господдержки будет оставаться ниже, чем у стран-поставщиков; если не будет соблюдения балансов и если не будет защитных мер в отношении третьих стран".
Генеральный директор "Росптицесоюза" Галина Бобылева констатировала: поставки мяса из Белоруссии в 2012 году в несколько раз превышают балансовые показатели "и этим вопросом надо заниматься". Глава "Росптицесоюза" заявила: "Мы не согласны на увеличение поставок на следующий год".
Глава исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин считает, что проконтролировать реальные объемы поставок из одной страны Таможенного союза в другую сегодня невозможно. "Сегодня нет законных инструментов и действенных механизмов для контроля исполнения договоренностей по балансам, - сказал Юшин. - Белоруссия определила для себя приоритетом выход на внешние рынки, и у нее есть однозначное и объяснимое желание продавать в Россию. Тем более, бизнесу эти балансы в сегодняшнем виде безразличны, если они противоречат экономическим интересам".
По словам руководителя НМА, утверждённые сторонами балансы поставок "пока не очень легитимны", их следует обсудить и сделать юридически обязательными для исполнения, а также следует согласовывать аграрную политику. "Необходимо сделать нашу внешнеторговую политику более сбалансированной и скоординированной", - сказал Юшин, отметив, что в странах ТС сегодня разные меры господдержки производителей, разные приоритеты и разные инструменты регулирования рынка. "В Белоруссии, например, даже формирование цен не является рыночным", - подчеркнул он.
Представитель НМА констатировал: рост поставок мясной продукции из Белоруссии "способствует увеличению ресурсов на мясном рынке РФ", что не может нравиться российским производителям. "Белоруссия - не самая главная, но одна из причин катастрофического падения цен", - сказал Юшин. Он обратил внимание на то, что за последние три месяца цены на живых товарных свиней на убой в РФ упали более чем на 25%, а общие ресурсы мяса (с учетом увеличения собственного производства и роста импорта в 2012 году) в РФ будут на 8% больше прошлогодних.
"Покупательская способность не позволит съесть все эти объемы по ценам, обеспечивающим рентабельное производство, - сделал вывод Юшин. - Причем, если Россия последние годы прилагала усилия, чтобы сокращать тарифные квоты, то Белоруссия, напротив, второй год подряд настаивает на том, чтобы ей увеличили квоты на ввоз свинины, которую в уже переработанном виде она может перебрасывать в Россию". Издание отмечает: "Также беспокоит российских производителей появившаяся в белорусских СМИ информация о прямом реэкспорте свинины в РФ. По данным НМА, в этом году при квоте в 60 тысяч тонн в Белоруссии на душу населения приходится более 6 килограммов импортной свинины. В РФ, при сокращенной до 430 тысяч тонн квоте на человека приходится только 3 килограмма. При этом производство свинины в Белоруссии полностью по объемам закрывает внутренние потребности страны".
Представитель НМА сообщил: согласно принятому решению квота на ввоз свинины из третьих стран для Белоруссии на 2013 год составит 47,2 тысячи тонн, однако официальный Минск заявил о желании сохранить объем квоты на уровне 60 тысяч тонн, а в 2011 году запрашивал квоту в 90 тысяч тонн и попытался вновь обосновать квоту в 90 тысяч тонн при обсуждении планов поставок на 2013 год. "По соглашению, им и этого (47,2 тысячи тонн) много", - подчеркнул Юшин.
"Безусловно, нужно пересмотреть тарифные квоты в рамках Таможенного союза с учетом реального спроса и предложения", - резюмировал глава исполкома российской Национальной мясной ассоциации.
Как сообщало ИА REGNUM, 20 декабря в Москве состоялась встреча министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонида Зайца с министром сельского хозяйства России Николаем Федоровым, в ходе которой были рассмотрены вопросы сотрудничества двух стран в аграрной сфере. По сообщению Минсельхозпрода Белоруссии, российская сторона выразила удовлетворение качеством поставляемой белорусской продукции и отметила, что не видит признаков недобросовестной ценовой конкуренции со стороны белорусских предприятий.