Депутаты предлагают запретить использование в рекламе мнений специалистов и профессиональных организаций
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий использование в рекламе положительных рекомендаций специалистов и профессиональных организаций. Авторы документа – зампредседателя Госдумы Игорь Лебедев и председатель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
Разработчики законопроекта отмечают, что использование таких рекомендаций делает товары более привлекательными для потребителей, особенно для людей старшего возраста, поскольку такая продукция ассоциируется с более высоким качеством. Однако размещение в рекламе положительных мнений имеет субъективный характер и отражает мнение лишь одного из многих субъектов профессиональной деятельности, считают депутаты. Кроме того, во многих случаях за высказываемой позицией скрывается финансовая заинтересованность.
«Реклама стимулирует чрезмерное использование лекарств, заставляет обывателя думать, что в них решение всех проблем. Причем, по некоторым оценкам, 70% новинок аптечного рынка (как правило, более дорогих, чем применяемые ранее медикаменты) не имеют терапевтических преимуществ по сравнению с существующими продуктами. Как представляется, не последнюю роль в этом «медицинском прессинге» играют представители медицины, задействованные в рекламных материалах», – отмечают авторы документа.
Помимо медицинской сферы, все негативные факторы использования рекомендаций специалиста, профессиональной ассоциации или союза актуальны и в рекламе других товаров и услуг. В связи с этим депутаты предлагают запретить использование в рекламе информации, в которой содержится отношение физических лиц к объекту рекламирования с указанием их профессиональной принадлежности, а также указывается отношение к продукции некоммерческих организаций. Исключение предлагается сделать для тех рекламодателей, физических и юридических лиц, которые уполномочены выдавать сертификат соответствия либо подтверждать соответствие товара или услуги техническим регламентам.
Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».