Автор: Александр Захаров, заместитель исполнительного директора консалтинговой компании DS Express Inc.
15 января 2013 19:50
Кипрская рулетка: к чему приведет исключение Кипра из списка офшоров
Чтобы избавиться от статуса «налоговой гавани», Кипр обещал делиться информацией с российскими налоговиками. Однако этот процесс едва ли будет поставлен на поток
С 1 января 2013 года в силу вступил приказ Минфина России, исключающий Республику Кипр из официального российского списка офшоров, в котором еще остался 41 офшор. В чем же основная польза для российских налогоплательщиков?
Во-первых, теперь российские юридические лица, владеющие более 50% капитала кипрской компании, при соблюдении минимального срока владения в 365 дней смогут применять нулевую ставку по российскому налогу на прибыль к дивидендам, полученным от кипрских «дочек».
Во-вторых, исключение Кипра из числа офшоров означает, что сделки с независимыми кипрскими компаниями на сумму свыше 60 млн. рублей в год перестанут быть контролируемыми в рамках российского закона о трансфертном ценообразовании. Как следствие, по ним не придется готовить пакет документов с обоснованием цены, что, несомненно, вернет и повысит интерес к кипрским торговым компаниям.
И, в-третьих, у Кипра просто нет конкурентов по лояльным условиям корпоративного налогообложения. Зарегистрированным здесь компаниям не надо платить налогов, даже при перечислении доходов в офшорные юрисдикции, оставшиеся в российском списке.
При этом условием исключения Кипра из списка явилось взятое этой страной обязательство обмениваться информацией с российскими налоговыми органами. Обмен по запросу включает в себя направление конкретного ответа на конкретный запрос. Кипрскую сторону в обмене представляет отдел международных налоговых отношений департамента внутренних доходов Министерства финансов (International Tax Relations Unit of the Department of Inland Revenue of the Ministry of Finance). Процесс осуществляется только через него. Особенно важно, что прямой неформальный обмен информации между должностными лицами, минуя компетентный орган, запрещен.
При получении запроса о предоставлении информации отдел перенаправит его в районный налоговый орган (district tax office), в котором конкретный налогоплательщик зарегистрирован. Районный орган соберет всю запрашиваемую информацию и направляет ее обратно в отдел. В случае если российский запрос касается налогооблагаемого дохода на Кипре, кипрские налоговые органы могут запросить аудиторов налогоплательщика предоставить необходимую информацию и пояснения.
В соответствии с кипрским законом «О начислении и сборе налогов» 1978 года в редакции 2008 года (Assessment and Collection of Taxes Law of 1978 as amended by Law 72(I) of 2008) могут проводиться расследования для сбора информации, запрошенной Россией. Директор департамента внутренних доходов может обратиться в районный суд для получения ордера на обыск (search warrant), если существует разумный повод полагать, что правонарушение, квалифицируемое по закону, совершено или совершается, и что законное допустимое доказательство совершения правонарушения может быть обнаружено в конкретном помещении.
Право на юридическую профессиональную привилегию (адвокатская тайна) сохранено, и, таким образом, любая информация, предоставляемая клиентом своему юристу, не может быть раскрыта любым третьим лицам, что, однако, по мнению ряда кипрских юристов, не распространяется на фидуциарные правоотношения (услуги по доверительному управлению, включая номинальные услуги).
Важно также заметить, что законом 72(I) 2008 года установлены конкретные требования к предоставляемой кипрскими налоговыми органами информации. Например, налоговые органы Кипра могут не предоставлять информацию, когда отсутствует обоюдная взаимность (законодательных положений по реализации договоренности) между Кипром и запросившим данные государством. Таким образом, запрашивающее государство обязано иметь аналогичные положения и/или административные полномочия для осуществления обмена информацией по запросу налоговых органов Кипра.
В самом запросе в налоговые органы Кипра должны быть следующие данные:
- Информация, идентифицирующая лицо, в отношении которого осуществляется расследование;
- Описание запрашиваемой информации, а также данные о способе, которым хотят получить информацию от налоговых органов Кипра;
- Основания для предположений, что запрашиваемая информация имеется у налоговых органов Кипра или может находиться во владении или под контролем лица, в отношении которого Кипр осуществляет юрисдикцию;
- Имя и адрес любого лица, которое может располагать запрашиваемой информацией, в пределах в которых она может быть доступна;
- Заявление о том, что предоставление информации предусмотрено законодательством и административными полномочиями запрашивающего государства, и когда запрашиваемая информация будет найдена и установлена в юрисдикции запрошенного государства, соответствующие органы смогут получить информацию в соответствии со своим законодательством и обычными административными полномочиями;
- Заявление о том, что запрашивающее государство исчерпало все доступные для него меры в его юрисдикции для получения запрашиваемой информации, за исключением тех мер, осуществление которых могло бы наложить чрезмерное бремя.
Вместе с этим важно помнить, что адвокаты несут и ряд обязательств по борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем. Это особенно важно для российских компетентных органов, заинтересованных в установлении российских бенефициаров кипрских компаний.
Сейчас на Кипре действует закон № 188(I)/2007 «О предотвращении и пресечении деятельности по отмыванию денежных средств», где впервые появилось понятие «бенефициар» и «бенефициарный собственник» (‘beneficial owner’), сведения о которых могут быть раскрыты, в том числе государственным органам других государств, под которым понимается:
«(a) В случае с корпоративными лицами (corporate entities):
(i) физическое лицо или физические лица, которые преимущественно владеют или контролируют юридическое лицо посредством прямого или косвенного владения или контроля существенного процента акций или прав голоса в таком юридическом лице, включая держание акций на предъявителя, процентная доля в 10 % + 1 акция считается существенной для соответствия данному критерию;
(ii) физическое лицо или физические лица, которые иным образом осуществляют контроль над управлением юридического лица.
(b) В случае с юридическими лицами (legal entities), такими как фонды (foundations) и юридические конструкции (legal arrangements), такие как трасты (trusts), которые управляют и распределяют денежные средства:
(i) В случае, когда будущие бенефициары уже установлены, то физическое лицо или физические лица, которые являются бенефициарами 10 % или более имущества юридической конструкции или юридического лица;
(ii) В случае, когда физические лица, которые извлекают выгоду из юридической конструкции или юридического лица еще не установлены, класс лиц, в чьих интересах юридическая конструкция или юридическое лицо было создано или функционирует;
(iii) Физическое лицо или физические лица, которые осуществляют контроль над 10 % или более имущества юридической конструкции или юридического лица».
Оперативное применение данного закона осуществляется Группой по противодействию отмыванию денежных средств, полученных преступным путем (MOKAS) при генеральном прокуроре Республики Кипр, который осуществляет также санкционирование выдачи налоговой информации иностранным налоговым службам в соответствии с изменениями, внесенными в закон Республики Кипр «О начислении и взимании налогов», которые были приняты 10 июля 2008 года, и вступили в силу с 25 июля 2008 года.
Учитывая все это, очевидно, что обмен налоговой информацией не будет осуществляться автоматически, и для того, чтобы получить содержательный ответ на свой запрос, подразделение ФНС России должно будет удовлетворить обязательным требованиям кипрского закона. Готовность к сотрудничеству российских и кипрских чиновников, похоже, будет зависеть от каждой конкретной ситуации.
Однако массового потока запросов из Москвы ждать явно не стоит. Сейчас численность специалистов по обмену информацией со всеми иностранными государствами в кипрском отделе не превышает шести человек. Аналогичным количеством персонала располагает и подразделение центрального аппарата ФНС России, которое будет обладать исключительным правом направления запросов из всех российских налоговых органов. Впрочем, лица, злоупотребляющие агрессивным налоговым планированием и замеченные в явном уклонении, вполне могут сыграть в «русскую рулетку».