Бизнесу на заметку: критерии рисков организации
Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему налогов и сборов.
Ранее процедура планирования выездной налоговой проверки относилась к конфиденциальной информации, и решение о ее проведении заставало налогоплательщика врасплох. То есть ставка делалась на эффект внезапности.
Сегодня налоговые органы стремятся решать эти задачи не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. При этом более важной задачей становится не столько выявление и наказание, сколько предупреждение налоговых правонарушений.
Эффективное выполнение задач, поставленных перед налоговыми органами, достигается с помощью совершенствования налогового администрирования, которое направлено, с одной стороны, на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков, создание благоприятных условий для исполнения ими своей конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги. А с другой – на пресечение практики уклонения от уплаты налогов, создание условий неотвратимости наказания тех, кто нарушает налоговое законодательство.
Совершенствование налогового администрирования проводится по двум направлениям:
1) переход от тотального контроля к управлению рисками, предусматривающему выявление налогоплательщиков, у которых вероятность налогового правонарушения велика;
2) создание мощного информационно-аналитического инструмента налоговых органов, способного анализировать огромные массивы информации, формировать сигнальную информацию для принятия решений.
Для достижения поставленной цели ФНС России в 2007 году разработана и утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Общее количество таких критериев – 12. Ежегодно обновляется значения среднего уровня налоговой нагрузки и рентабельности по конкретному виду деятельности.
В настоящее время налоговыми органами наибольшее внимание уделяется первому критерию риска Концепции планирования – налоговой нагрузке. Согласно Концепции планирования, она рассчитывается как отношение сумм уплаченных налогов к выручке от реализации.
Наряду с расчетом налоговой нагрузки по уплаченным налогам, налоговый орган рассчитывает данный показатель, исходя из начисленных налогов по налоговым декларациям (расчетам), представленным налогоплательщиком в инспекцию.
В рамках аналитической работы с показателем налоговой нагрузки соответствующие органы выявляют новые подходы совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства и принципов взаимодействия с налогоплательщиками.
Один из таких подходов предусматривает проведение на постоянной основе системного мониторинга реализации налогоплательщиками своего налогового потенциала в сравнении его с максимальным значением налоговой нагрузки по отрасли.
Показатели максимальной налоговой нагрузки за 2009-2011 годы по виду экономической деятельности опубликованы на официальном сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу. Если уровень налоговой нагрузки налогоплательщика ниже максимального, значит, что, возможно, бизнес ведется с риском совершения налогового правонарушения. В этом случае необходимо:
- Выявить и проанализировать причины, повлиявшие на низкий уровень налоговой нагрузки;
- Установить выявленные нарушения;
- Самостоятельно уточнить налоговые обязательства посредством представления уточненных налоговых деклараций.
Данный анализ дает возможность налогоплательщикам самостоятельно оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены в расчете налогов. Не менее важным является второй критерий риска – ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Данный критерий призван стимулировать налогоплательщиков к добровольному отказу от использования схем уклонения от уплаты налогов.
Типовые налоговые схемы уклонения от уплаты налогов, которые приведены в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ с изменениями и дополнениями, разработаны на основе результатов работы налоговых органов, анализа досудебного урегулирования споров и судебной практики, а также признаков необоснованной налоговой выгоды, которые определены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
Эти схемы опасны не только с точки зрения налоговой и, следовательно, бюджетной стабильности государства – они могут негативно повлиять на социальную защищенность работников, на имидж применяющих их организаций, репутацию бизнесмена. Более того: сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок, применяет схемы уклонения от уплаты налогов.
Следует отметить, что в настоящее время налоговые органы в первую очередь нацелены на проверки выгодоприобретателей, а не самих фирм-однодневок.
Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском описаны в Концепции планирования достаточно подробно. Каждому налогоплательщику нужно сравнить их с применяемым методом ведения бизнеса. Если в результате такого сопоставления налоговые риски окажутся велики, следует подать уточненную декларацию.
Такая декларация будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик, возможно, увидел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций, но эти признаки не носят системного характера или не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Налогоплательщик, стремясь попасть в зону налоговой стабильности, предпочел исключить налоговые риск таких операций и уточнил налоговые обязательства за соответствующий период.
Безусловно, в целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок, налоговый орган не ограничивается оценкой критериев риска, а проводит всесторонний анализ информации, содержащейся в информационных ресурсах службы, ресурсах открытого доступа, Интернете, сведений из внешних источников.
С целью получения информации из внешних источников налоговые органы активно взаимодействуют и со сторонними организациями. Наиболее интенсивный информационный обмен проводится с такими органами исполнительной власти, как таможенные органы, органы МВД (в т. ч. ГИБДД), Федеральная миграционная служба, ЗАКСы, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Служба судебных приставов, Федеральное казначейство, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Росфиннадзор, а в Санкт-Петербурге – информация о потребителях энерго-, водо- и теплоресурсов.
Кроме того, анализируются обращения граждан через средства массовой информации, сеть Интернет, по «горячей линии». С учетом последних изменений, внесенных в Концепцию планирования (приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@), налоговый орган учитывает также информацию о выплате налогоплательщиком заработной платы «в конвертах», неоформление трудовых отношений и иную аналогичную информацию, поступающую при рассмотрении жалоб и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также правоохранительных и иных контролирующих органов.
(Материал подготовлен специалистами Управления ФНС России по Санкт-Петербургу).