Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Создание благоприятного предпринимательского климата – задача не только федеральных ведомств, это задача регионов!»

«Создание благоприятного предпринимательского климата – задача не только федеральных ведомств, это задача регионов!»

Об этом заявил Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме – Международной научно-практической конференции «Россия и мир: вызовы интеграции».

Взаимозависимость экономических процессов в разных странах делает кризисные явления не более лёгкими, а более тяжёлыми. Впереди, конечно, и новые возможности, впереди новые изменения, технологические сдвиги, новая модель экономического роста, новые геоэкономические и геополитические балансы, наконец новая конфигурация мировых валют. По сути, сегодня формируется новая модель экономического регулирования, которая будет носить скорее всего наднациональный характер. В предстоящие годы от ведущих стран будет требоваться нестандартность и ответственность в принятии решений, и именно те, кто найдёт такие решения, смогут сделать мощный рывок вперёд.

В этом году Россия стала председателем в «большой двадцатке». Свою роль видим в том, чтобы предложить партнёрам политику, которая направлена на укрепление экономического роста. Самое главное – восстановить доверие на глобальных рынках, развивать новые международные финансовые центры, снимать барьеры для прямых инвестиций и глобальных цепочек создания стоимости, повышать прозрачность и эффективность регулирования как в финансах, так и в других сферах, и в энергетике в том числе, что для нашей страны имеет весьма важное значение. Таким путём, снимая барьеры и усиливая международную координацию, мы сможем перейти к нормальному устойчивому развитию.

Основная цель Правительства Российской Федерации на ближайший период – обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста, во всяком случае на уровне не ниже 5% – к этому нужно стремиться и на этой основе добиться стабильного роста благосостояния российских граждан. Как и прежде, перед нашей страной стоят задачи качественного обновления, комплексной модернизации самых разных сфер. Нам нужна технологическая модернизация, которая обеспечит создание миллионов высококвалифицированных рабочих мест, нужна экономическая диверсификация, ослабление зависимости от колебания цен на энергоносители, нужна социальная модернизация, ведущая к превращению среднего класса в доминирующий класс, повышению эффективности и справедливости системы здравоохранения, пенсионной системы, всех социальных институтов.

По словам главы Правительства, от России требуется концентрация усилий на решение целого ряда задач. Первая задача – это обеспечение макроэкономической стабильности, что означает проведение жёсткой, долгосрочной, предсказуемой бюджетной политики, снижение инфляции, повышение эффективности государственных расходов. Второе – это форсированное развитие инфраструктуры в ключевых сферах, снятие ограничений, которые блокируют деловую активность. Третье – совершенствование рынка труда, формирование условий для географической и профессиональной мобильности населения. Четвёртое – улучшение делового климата, обеспечение доступа к кредитным ресурсам, наращивание частного долгосрочного инвестиционного ресурса. Пятое – это использование конкурентных преимуществ в сфере человеческого капитала, в том числе формирование условий для динамичного развития образования и здравоохранения в нашей стране. Шестое – это сбалансированное региональное развитие, совершенствование межбюджетных отношений, конкуренция между территориями за рабочую силу и инвестиционные ресурсы. И, наконец, седьмое – это усиление международных позиций российской экономики, в том числе адаптация к условиям ВТО, повышение уровня интеграции российских фирм в международной цепочке создания добавленной стоимости, улучшение структуры нашего экспорта. И, конечно, необходимо сохранять лидирующую роль в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Одновременно нам нужно ускорить интеграцию в рамках наших взаимоотношений в АТЭС, работы с Евросоюзом и деятельности по присоединению к ОЭСР.

Завершается разработка государственных программ, которые позволят сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития нашей страны. Последовательно снимаются избыточные инвестиционные барьеры и повышается эффективность работы государственных структур управления. Впервые за восемь лет Россия улучшила свои позиции в международных рейтингах, включая рейтинг Всемирного банка.

Теперь нам нужно сосредоточиться на стимулировании частного предпринимательства – малого, среднего и крупного, снимая барьеры на его пути. Создание благоприятного предпринимательского климата – задача не только федеральных ведомств, это задача регионов, это задача муниципалитетов, это общая задача.

За последние месяцы Правительством были приняты нормативные документы, которые ставят эти задачи в качестве ключевых показателей эффективности деятельности. Здесь, конечно, очень многое зависит от губернаторов, от руководителей регионов.

Принципиальное значение для развития конкурентной среды имеет последовательная приватизация. Мы заинтересованы в стратегических инвесторах. Конечно, продажа активов должна проводиться в благоприятных рыночных условиях, но нельзя их бесконечно ждать, так вообще ничего никогда не продадим. С учётом степени готовности приватизируемых предприятий к работе в новых условиях и нужно принимать решение.

Но самое главное, что у нас есть чёткое понимание, что приватизация повысит конкурентоспособность российского бизнеса. В равной степени успех зависит от конкурентоспособности наших людей.

Как подчеркнул Дмитрий Медведев, каждое из направлений интеграции – европейское, создание Таможенного союза, единого экономического пространства, азиатское направление, – каждое направление имеет свою специфику. Интеграция в формате Таможенного союза и евразийского экономического пространства открывает новые рынки для российских компаний, формирует реальную конкурентную среду. Углубление взаимодействия с Европейским союзом, членство в ВТО, вступление в ОЭСР соответствует целям модернизации законодательства, технологий, институтов и инфраструктуры. Наконец, наше сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанским сегментом важно с точки зрения ускорения развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, территорий, которые в силу просто своего географического положения не могут быть замкнуты исключительно на наш внутренний рынок. И в этом контексте постановка вопроса о выборе между западным направлением и восточным направлением или северным или южным направлением – это надуманная постановка вопроса и политизированная.

Во-вторых, Таможенный союз, и единое экономическое пространство открыты для других государств. Это открытый интеграционный проект, прежде всего, конечно, для участников ЕврАзЭС и государств СНГ. Конечно, потенциальные партнёры должны не только разделять наши принципы, но и действительно быть готовы к их реализации не на словах, а на деле, соглашаясь подписать все документы, а не их часть. Только так можно заниматься интеграцией. У нашей нынешней интеграции в формате «тройки» вполне конкретный практический результат. Макроэкономические показатели стран-участниц, темпы роста взаимной торговли в целом неплохие. За счёт более комфортных условий ведения бизнеса, в том числе малого и среднего, постепенно и улучшается общий инвестиционный климат, и создаются новые рабочие места. А в целом единое экономическое пространство означает предоставление партнёрам национального режима. Благодаря условиям Таможенного союза и единого экономического пространства инвесторы получат право выбора, где проще вести бизнес, где меньше административных барьеров.

Новое направление интеграции – о создании благоприятных условий для участия российских фирм в международных цепочках добавленной стоимости. Речь идёт о трансфере технологий, ноу-хау, передаче принципов менеджмента. Однако такой подход требует иного взгляда на задачи экономической политики, на проблемы таможенного режима, на проблемы тарифного регулирования, налогового администрирования, на развитие инфраструктуры и на другие процессы. Необходимо выходить за рамки сложившегося пропагандируемого отраслевого подхода. Прицельное внимание нужно уделить компаниям, которые встраиваются именно в международные цепочки. И это даст, может быть, больший эффект, чем тотальная поддержка тех или иных отраслей.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости