По мнению Руководителя ФНС России, современная налоговая система является конкурентным преимуществом России
«Для государства налогоплательщик – это главный инвестор, которому необходимо предоставить весь комплекс гарантий и защиты его прав», - об этом руководитель ФНС России Михаил Мишустин заявил, выступая на Международной конференции «Россия и мир: вызовы интеграции» в рамках Гайдаровского форума-2013.
Он обратил внимание на тот факт, что обострение глобальной конкуренции за капиталы, происходящее сегодня в мире, оборачивается конкуренцией за налогоплательщика. Поэтому конкурентоспособной налоговой системой можно назвать ту, которая способна быстро адаптироваться к новым глобальным вызовам.
«Сегодня на первый план выходит не стремление налогоплательщиков в юрисдикции с наиболее низкими налоговыми ставками, а желание получить гарантии прозрачности и предсказуемости развития налоговой системы и действий фискальных властей», - пояснил Михаил Мишустин.
По мнению Руководителя ФНС России, современная налоговая система, безусловно, является конкурентным преимуществом России. И дело здесь не только в том, что в России налоговая нагрузка на бизнес, без учета доходов от углеводородов, составляет 24,6%, что ниже, чем в основных развитых экономиках мира. Дело в том, что налоговое законодательство России приведено в соответствие с базовыми международными стандартами и рекомендациями ОЭСР и лучшими международными практиками.
В частности, Михаил Мишустин напомнил, что ФНС России использует в своей практике рецепты создания конкурентоспособной налоговой системы, выработанные экспертами ОЭСР:
1. Облегчение исполнения налоговых обязательств в том числе путем развития всевозможных услуг и сервисов для добросовестных налогоплательщиков, ориентированных на профессиональный диалог с налоговыми органами и раскрытие информации в соответствии с законодательством (services).
2. Усиление мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, в т.ч. с использованием оффшорных юрисдикций, путем унификации законодательных подходов по противодействию ухода от налогообложения, стандартизации подходов к межгосударственному обмену налоговой информацией, оказание взаимной международной помощи в налоговых делах (enforcement).
Сегодня, по словам Руководителя ФНС России, Служба располагает широким спектром самых современных методик налогового администрирования:
А) современная система риск-анализа (12 общедоступных критериев) и досудебного урегулирования налоговых споров (за 2012 год количество жалоб сократилось на 11%, а количество судебных дел с участием юридических лиц уменьшилось на 20%). Следующим этапом станет переход на обязательное досудебное обжалование всех решений налоговых органов.
Б) контроль за трансфертным ценообразованием и функционированием КГН (в 2012 году – заключено 3 соглашения о ценообразовании и создано 15 КГН);
В) «горизонтальный мониторинг» - система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком (добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля) – 4 соглашения в 2012 году;
Г) постоянно обновляющийся пакет электронных налоговых сервисов (32 сервиса; за 2012 год сайт ФНС посетили 29,5 млн уникальных посетителей (всего посещений – 61 млн.) с октября 2012 года более 2 млн человек открыли свои личные электронные налоговые кабинеты для онлайн общения с налоговыми органами; 76% налогоплательщиков подают налоговые декларации и уплачивают налоги в электронном виде). В 2012 году на территории всей страны также запущен сервис онлайн регистрации индивидуальных предпринимателей и организаций, в том числе и с использованием мобильных устройств (32 тысячи регистрационных действий в электронном виде). Кроме того, в 2013 году будет реализован электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц».
Михаил Мишустин отметил, что результатом работы Налоговой службы за последние годы стало заслуженное признание налоговой системы и налоговых органов Российской Федерации на международной арене.
Так, с 2010 года Федеральная налоговая служба является членом Внутриевропейской организации налоговых администраций (IOTA), руководитель Федеральной налоговой службы - членом Бюро Форума налоговых администраций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
По результатам голосования на последнем Форуме налоговых администраций ОЭСР, проходившем в январе 2012 года в Буэнос-Айресе (Аргентина), Россия была единогласно выбрана для проведения следующего форума в мае 2013 года.
Качественные улучшения в налоговом администрировании в России оценили авторитетные международные организации. Согласно международному рейтингу «Paying Taxes» (составная часть интегрального показателя Doing Business), который рассчитывается Всемирным банком, России удалось подняться по этому показателю в рейтинге в 2012 году со 105 на 64 место. В разделе «Starting a business» рейтинга Всемирного банка Россия также улучшила свое положение, поднявшись со 111 на 101 позицию.
«При этом мы уверены, что Россия имеет потенциал и возможности дальнейшего повышения своих позиций в рейтинге», - подчеркнул глава ФНС России.
Михаил Мишустин напомнил, что руководством страны поставлена задача совершенствования механизмов борьбы с налоговыми правонарушениями с использованием оффшорных юрисдикций.
ФНС России совместно с Минфином России и другими заинтересованными государственными органами продолжает вести работу, направленную на повышение эффективности законодательных инструментов и правоприменительной практики по деоффшоризации российской экономики.
«При этом важно понимать, что мы не собираемся вести некую кампанию по борьбе с оффшорами как с явлением, играющим определенную роль в мировой экономике. Целью нашей работы должно стать недопущение использования оффшорных территорий в качестве механизма агрессивного налогового планирования и ухода от налогообложения», - подчеркнул Михаил Мишустин.
Он особо отметил, что противодействие злоупотреблениям в этой сфере невозможно обеспечить только запретительными и карательными механизмами. Огромную роль здесь должно сыграть качественное изменение взаимоотношений с налогоплательщиками, готовыми выстраивать прозрачные схемы ведения бизнеса и предоставлять необходимую информацию налоговым органам в соответствии с законодательством.
«Добросовестность, открытость, предсказуемость в действиях налогоплательщика должна поощряться государством, что лучшая форма такого поощрения – ощутимое снижение административной нагрузки и давления на таких представителей бизнес-сообщества со стороны государственных органов», - заявил в заключение Михаил Мишустин.