Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мясоперерабатывающий бизнес: израильский опыт в российских условиях

Мясоперерабатывающий бизнес: израильский опыт в российских условиях

Как новые технологии меняют мясной рынок

Россия – страна не только с огромной территорией и разнообразным климатом. Россия – государство с большими возможностями для предприимчивых людей. Всё это вкупе позволяет вести бизнес в очень рискованных направлениях. Одним из них является производство мяса и его дальнейшая переработка.

Естественно, всё появилось не само по себе. В советские годы был заложен мощный фундамент. Фактически каждый колхоз или совзоз представлял собой большое фермерское предприятие, а порой, говоря современным языком, и настоящий агрохолдинг.

Хозяйство обычно включало в себя как минимум птицеферму, свинокомплекс и ферму, где содержался крупный рогатый скот. Это позволяло обеспечить мясной, молочной и яичной продукцией не только жителей близлежащих населенных пунктов, но и весь район.

В перестройку и первые постсоветские годы большинство фермерских хозяйств страны либо пришло в упадок, либо обанкротилось. Однако немало нашлось людей, чьи коммерческие способности помогли не только сохранить добрую часть государственного агрокомплекса, но и восстановив его, начать успешный бизнес.

Сегодня одним из лидеров по производству и переработке мяса по праву считается Челябинская область. Сегодня здесь строятся несколько крупных птицефабрик и свиноводческих комплексов. При этом наряду с гигантами – крупнейшими агрохолдингами «Здоровая Ферма», «Равис», «Чебаркульская птица» в области работают сотни малых предприятий и фермерских хозяйств.

Конечно, не многие решились начать производство с нуля. Большинство компаний используют базу бывших колхозов и совхозов, предварительно её модернизировав. Однако есть и те, кто в прямом смысле слова выстроил предприятие в чистом поле.

Не стоит связывать это с расточительством собственного капитала. Всё дело в современных нормах, которые в значительной степени отличаются от тех, что применялись во второй половине прошлого века. В настоящее время санитарно-эпидемиологическая, ветеринарная службы и пожарный надзор предъявляют такие требования к техническому состоянию производства и условиям труда, что порой проще и дешевле построить весь комплекс заново, чем вложить денежные средства и потратить время на реконструкцию и модернизацию функционально и морально устаревшего предприятия.

Здесь очень показателен опыт израильских производителей мяса. Потребление мяса птицы и яиц на душу населения в этой стране одно из самых высоких в мире. Поэтому птицеводство является ведущей отраслью израильского сельского хозяйства.

Ежегодно в Израиле производится около 340 тысяч тонн курятины и индюшатины. Это стало возможным благодаря развитой системе ветеринарной помощи, большой и хорошо организованной сети селекционных ферм и инкубаторов, целенаправленной селекции и промышленных методов разведения. Последние по большей части разработанны в Израиле и основаны на серьезных научных исследованиях и инженерных разработках.

Около 60 процентов территории страны классифицируются как пустынная или полу-пустынная. В летние месяцы, с апреля по октябрь, дожди, практически не выпадают, и количеством осадков, когда они есть, сильно различаются в разных частях страны. Эти условия потребовали выведения очень устойчивых к болезням пород птицы, которые могут противостоять тяжелым условиям жаркого и сухого климата. Они характеризуются показателями быстрого роста, высокой яйценоскостью, приспособленностью к промышленному разведению и низким содержанием жира в мясе, то есть высокими диетическими свойствами.

Одно из главных достижений израильских специалистов – налаженное производство высококачественных комплектных ферм для разведения птицы, основанных на традиционных, а также оригинальных технических решениях. Бесспорно, такой опыт весьма востребован и в России. В первую очередь это касается мясопереработчиков, имеющих отношение к малому и среднему бизнесу, ведь в Израиле более 50% таких предприятий – это бизнес средней руки.

Птицефермы по Израильским проектам строятся во многих странах мира от Египта и Индии до Китая, Южной Америки, Европы и Африки. Используются они и в нашей стране. В Зауралье, в Курганской области, уже строятся птицефермы под контролем израильских специалистов. Прогрессивные технологии и оборудование, разработанные израильтянами для промышленного разведения птицы, например, настил из пластиковой планки, улучшающий гигиену курятника, системы автоматического кормления и автоматические поилки, резко уменьшают трудозатраты и повышают качество продукции.

Климатические условия Израиля также вынудили разработчиков создать компьютерные системы, управляющие климатом в птичниках, которые поддерживают желаемые уровни влажности, температуры, освещенности, подачи кормов и воды, вентиляции и охлаждения круглосуточно. Методы управления климатом включают использование специальных теплоизоляционных материалов для стен и потолка, которые блокируют 95% солнечных лучей и так же хорошо сохраняют тепло, а комбинации матрасов влажности, вентиляции и систем подачи аэрозоля прекрасно поддерживают влажность на заданном уровне. Кроме того, управляющий монитор системы водоснабжения гарантирует, что параметры, заданные фермером, будут выдержаны строго в заданных пределах.

Но стоит отметить, что российские производители мяса не занимаются только лишь заимствованием чужого опыта. За последние 20 лет в этот бизнес было привнесено много нового и отечественными мясопереработчиками. Созданы комплексы, отвечающие всем современным требованиям и технологиям производства мяса. Учтены санитарные и экологические требования, вопросы энергосбережения и грамотная логистика.

Всё это уже сейчас дает положительный эффект. Россияне, благодаря развитию птицеводства и скотоводства, давно покупают продукцию только местных производителей. Ушли в прошлое так называемые «ножки Буша», а импортное «красное» мясо покупатели часто обходят стороной. Люди доверяют бренду и приятно осознавать, что всё чаще российский потребитель мясной продукции выбирает именно отечественную торговую марку.

Владислав Пермин, специально для портала Equipnet.ru 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости