Как барнаульские пассажироперевозчки добились повышения тарифа
В конце прошлой недели часть барнаульских перевозчиков все-таки смогла добиться увеличения тарифа на проезд. Напомним, владельцы автобусов большой вместимости получили право поднять цену с 12 до 14 рублей. На электротранспорте и в автобусах малой вместимости тариф останется прежним: 11 рублей и 15 рублей соответственно. Новый тариф начнет действовать с первых чисел февраля. Предприниматели по-разному оценивают последствия такого решения.
Ассоциация пассажирских перевозчиков Барнаула почти весь прошлый год пыталась обосновать необходимость роста цены проезда в общественном транспорте. Напомним, что автопредприниматели просили поднять цену в автобусах большой вместимости с 12 до 16 рублей, в маршрутном такси — с 15 до 20 рублей. МУП "Горэлектротранс" констатировал необходимость повышения стоимости билета без конкретных цифр. В конце прошлой недели на координационном совете решение было принято. Председатель комитета по информационной политике администрации Барнаула Андрей Ляпунов признал, что рост тарифа идет не опережающими темпами, как бы хотели перевозчики, а догоняет их реальные потребности.
Николай Долженко, исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула: Расчеты и переговоры шли очень долго. Учитывалось все, в том числе и возможности наших пассажиров в условиях роста цен на все услуги. "Горэлектротранс" — муниципальное предприятие, и ему поддержка оказывается в большей мере. Кроме того, на этом транспорте ездят самые незащищенные слои населения, поэтому повышения цены здесь не будет. Владельцы автобусов малой вместимости просто не сумели доказать свои расходы, поскольку многие из них работают на упрощенной системе налогообложения и не обязаны собирать квитки о том, сколько стоит аккумулятор или колесо. Руководитель компании "СолГри" (автобусы большой вместимости)
Сергей Гриднев говорит, что решение об увеличении тарифа до 14 рублей стало компромиссным. Сергей Гриднев, руководитель компании "СолГри": Оптимальным был бы рост до 15 рублей. Сейчас нельзя сказать, что мы вздохнули с облегчением. Посмотрите постановления, которые выпустили в Омске. Там написано, что предельно допустимый тариф составляет 18–19 рублей. Устанавливают тариф в 16 рублей, но выделяют дотации из бюджета. Это нормальный подход: если мы делаем тариф ниже, то предполагаем некую компенсацию. Николай Долженко считает, что справедливым было бы установить норматив, при котором раз в год перевозчики могли бы увеличивать цену проезда. Владельцы автобусов малой вместимости, чьи тарифы остаются неизменными, решение администрации оценивают по разному. Так, директор компании "Форум" Сергей Ковыршин намерен продолжать собирать документы и со временем добиться увеличения тарифа. В то же время перевозчик Олег Бесчастный не видит в этом смысла.
Олег Бесчастный, перевозчик: Лично я не буду собирать документы и просить повышения тарифа отдельно для автобусов малой вместимости. Если нам не подняли тариф сразу, зачем дальше биться головой об стену? Почему нас разделили, я не понимаю, — затраты у всех автобусов одинаковые. При этом большой автобус вмещает примерно 100 человек, а малый — около 20. С другой стороны, он выделяет и определенные плюсы сложившейся ситуации. "Часть пассажиров сейчас перетечет к нам. Маршруты часто дублируются, поэтому у пассажира есть право выбора. Мы недостаток тарифа сможем компенсировать увеличением пассажиропотока", — продолжает рассуждать собеседник. А вот Сергей Гриднев уверен, что автобусы большой вместимости из-за удорожания билета не станут менее конкурентноспособными. "Такая ситуация уже возникала около 10 лет назад, но ни к каким перекосам на рынке это не привело", — считает перевозчик.
Структура общественного транспорта Ежедневно в Барнауле совершается более 600 тыс. поездок на общественном транспорте. В городе работает более 200 единиц электротранспорта, около 400 автобусов малой и около 350 автобусов большой вместимости. Большие автобусы перевозят основную часть барнаульцев. 15% пассажиров приходится на автобусы малой вместимости, около 30% перевозит электротранспорт. С каждым годом наблюдается снижение пассажиропотока, при этом количество личных автомобилей увеличивается. Ежегодно на учет ставится 10 тыс. новых авто. Сегодня в городе ездит 220 тыс. автомобилей со средней наполняемостью 1,7 человека. Источник: НП "Ассоциация пассажирских перевозчиков Барнаула".