В штатном режиме. Алтайская компания "Эвалар" вышла на рынок США
|
Как стало известно, "Эвалар" — российский лидер по производству биоактивных добавок — наладил поставку продукции в США. Пока это единственный в стране поставщик БАДов на американский рынок. Объемы экспорта в эту страну "Эвалар" не разглашает, но подтверждает, что с мая 2012 года уже осуществил несколько поставок. Эксперты отмечают, что большинству алтайских компаний непросто выходить на североамериканский рынок. Однако, учитывая его специфику в сегменте биоактивных добавок, "Эвалару" предрекают хорошие шансы на успех.
Ольга Возчикова,
сотрудница пресс-службы компании "Эвалар":
Требования к БАДам в Америке очень демократичные. Регистрация не требуется. Есть только список допустимых ингредиентов, и он гораздо шире, чем в России. К тому же в нашей стране витамины разрешены только в суточной дозировке, а в США эту дозу можно превышать в несколько раз.
Тем не менее расширение рынка сбыта оказало влияние на качественный состав всей продукции предприятия. Денис Костюков, начальник отдела сбыта по внешнеэкономическим связям "Эвалара", сообщил, что для экспорта в Америку компании пришлось исключить часть ингредиентов из препаратов и заменить некоторых поставщиков сырья.
Денис Костюков,
начальник отдела сбыта по внешнеэкономическим связям "Эвалара":
Технологически нецелесообразно использовать сырье от разных поставщиков, поэтому нам пришлось включить все эти изменения и в производство продукции, которая изготавливается для российского рынка.
Следом за Китаем
По данным краевого управления по обеспечению международных связей, США — второй партнер Алтайского края по товарообороту после Китая по итогам 2012 года. Доля торговых операций со Штатами составила 13,4%. Доля экспорта немного превысила долю импорта и исчисляется примерно в $ 55 млн. Однако основными статьями экспорта за последние три года из края в США являются патроны и минеральные вещества. Алтайским компаниям другого профиля выйти на самый конкурентный рынок мира непросто.
Борис Чесноков,
руководитель Алтайской торгово-промышленной палаты:
Во-первых, рынок всегда занят местными предприятиями. Во-вторых, те, кто его занял, работают в соответствии с собственными правилами. Правила и регламенты в Европе и Америке разрабатываются государством, которое поддерживает своих бизнесменов, и (в основном) саморегулируемыми организациями — то есть профессиональным сообществом, которое не заинтересовано в появлении новых игроков. Получается двойная защита рынка.
"Правила нового рынка" в том числе подразумевают сертификацию российского товара по международным стандартам. Предприниматели называют это одной из самых серьезных сложностей на пути к выходу на зарубежные рынки. Это подтверждает Юрий Орионов, коммерческий директор бийской компании "Источник+", производящей модули пожаротушения. Эта фирма экспортирует продукцию в 19 стран включая Америку, но массовых отлаженных поставок пока почти нет. За три года попыток сотрудничества с США было отправлено лишь 20 генераторов пожаротушения.
Юрий Орионов,
коммерческий директор бийской компании "Источник+":
Сейчас пытаемся оформить международные сертификаты. Эта работа стоит очень дорого — порядка 10 млн. рублей для сертификации одного изделия.
Большая разница
Однако для "Эвалара" такой проблемы нет: компания имеет международный сертификат GMP, который дает право продавать фармпродукцию за рубежом. И, по оценкам экспертов, у предприятия есть все шансы занять свою нишу на американском рынке биоактивных добавок. Он является самым крупным и конкурентным в мире, однако биодобавки потребляет 80% жителей США, а это 252 млн. человек.
Максим Клягин,
аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент":
Основным фактором привлекательности подобной экспансии выступает высокая покупательская активность в сфере потребления БАД и, соответственно, огромная капитализация данного сегмента. Его объем сегодня оценивается примерно в $ 40 млрд. Для сравнения: локальный российский рынок БАД по итогам 2012 года составил только около $ 0,7 млрд.
По мнению г-на Клягина, для компании "Эвалар" выход на новый мощный рынок сбыта — несомненно, событие высокой важности. Фактически речь идет о новом глобальном уровне бизнеса, что в том числе является сильным маркетинговым ходом, позитивно для имиджа и международной репутации фирмы. "Мы склонны считать, что за счет конкурентоспособной продукции, интерес к которой может быть довольно высоким в условиях отсутствия аналогов на зарубежном рынке, "Эвалар" в среднесрочной перспективе, вполне вероятно, займет свое место на насыщенном американском рынке", — полагает аналитик "Финама".
Само бийское предприятие не намерено останавливаться на Америке. Недавно компания завершила процесс регистрации своей продукции в Ливане. Через него компания планирует охватить весь Ближний Восток. Также "Эвалар" заключил контракты со Словенией и Македонией и ведет регистрацию своего товара в Австралии. Таким образом, "Эвалар" намерен в этом году поставлять продукцию как минимум на 23 зарубежных рынка. По словам представителей "Эвалара", технологических ограничений для зарубежной экспансии у компании нет.
Рост фармацевтического рынка
2010 |
2011 |
2012—2016 (прогноз) |
|
Регион |
рост (%) |
рост (%) |
совокупный среднегодовой темп роста (%) |
Северная Америка |
2,2 |
3 |
1-4 |
Европа |
2,9 |
2,4 |
0-3 |
Азия/Африка/Австралия |
14 |
13,1 |
10-13 |
Япония |
0,1 |
5,6 |
1-4 |
Латинская Америка |
12,7 |
8,9 |
10-13 |
Источник: IMS Health Market Prognosis
Доля экспорта — 10%
Компания "Эвалар" была основана в 1991 году на базе ФНПЦ "Алтай" в Бийске. Разрабатывает, производит и реализует около 150 наименований продукции. В 2004 году сертифицирована по международным стандартам GMP. Выручка составила 6 млрд. рублей по итогам 2011 года (чистая прибыль за 2011 год — 1,2 млрд. рублей). Является лидером российского сегмента биоактивных добавок: доля аптечного рынка БАД составляет 18,65%, по оценке "Фармэксперта" за январь-ноябрь 2012 года. В последние годы показывает темпы роста порядка 10%, по информации аналитиков журнала "Эксперт Сибирь". Начала выводить продукцию на зарубежные рынки в 2004 году. Доля экспорта в продажах предприятия — 10%.