Михаил Дашкиев рассказал молодежи, как мыслят бизнесмены
ДК моторостроителей кажется не самым удачным местом для разговора о миллионных заработках и миллионерах. Здание старое, несовременное. В нем явно ощущается дух той эпохи, когда предпринимательство считалось делом аморальным и даже уголовно наказуемым. Во время семинара на сцене в темном зале стояло совсем немного предметов — высокий красный стул на металлических ножках, мольберт с листками бумаги, а позади него — светлый торшер. Михаил Дашкиев выглядел, как и положено молодому успешному предпринимателю — обаятельный, подтянутый, в деловом костюме и белой рубашке. Он будто сошел со страниц глянцевого делового журнала.
Все три часа семинара Дашкиев активно использовал имеющееся в его распоряжении пространство — ходил по сцене, иногда садился на стул и разыгрывал небольшие сценки, почти как артист. А как бизнесмен рисовал много различных схем и графиков. Его монолог был остроумным и даже хулиганским, насыщенным наглядными историями из жизни и шутками. Он сам объяснил, что цели рассказать о нормативных актах, схемах налогообложения у него не было. Да это, по его мнению, и не главное. Он хотел показать, как мыслит предприниматель.
Многим людям, наверное, его взгляд на вещи может показаться спорным, в чем-то безответственным и даже чрезмерно корыстным. Потому что он говорил в первую очередь о том, как заработать, а не об идеях. И, кстати, некоторые слушатели покинули зал, хотя таких было немного. В этот материал мы включили несколько отрывков и утверждений из длинного выступления, которые, на наш взгляд, характеризуют Михаила Дашкиева как человека и предпринимателя.
Встреча с макаронами
Историю о том, как он жил в Чебоксарах и переехал в Москву, когда поступил учиться в Высшую школу экономики, Михаил Дашкиев рассказывал, скорее всего, уже сотню или даже тысячу раз. Но и в тысячу первый она звучала сочно, в ней многие узнавали свой город и себя. Аплодировали и смеялись.
— Средняя зарплата в Чебоксарах была 15 тыс. рублей. Если ты зарабатываешь 30 тыс. рублей, то дверь самого крутого клуба открываешь с ноги. Культура была такая — все сидели на корточках и грызли семечки. Я поехал в Москву, поступил в ВШЭ, там учились дети богатых родителей. И мне сокурсники говорили: "Пойдем в кафе, кофе попьем после занятий". А у меня тогда было от родителей на месяц 4 тыс. рублей. Я жил в общежитии. Смотрю в кошелек — там всего 160 рублей до конца месяца. И говорю: "Вы, ребята, идите, у меня встреча". И я шел в общагу, у меня там была встреча... С макаронами.
Так многие жили. Это было нормально. Только это было обидно, когда ты не можешь себе чего-то позволить, когда ты вынужден жестко считать деньги. Я долго терпеть не мог и пошел работать. Устроился менеджером "холодных" звонков. Из вас кто-нибудь что-нибудь продавал? Вот вы меня поймете. Тебе говорят: "У тебя все получится, звони!" А "холодные" звонки — это когда ты звонишь людям, которым от тебя ничего не надо, которые тебя не знают, и ты должен им что-то продать. И вот гудки идут в трубке, сердце бьется все сильнее, и я думаю: что же я им скажу? И потом: "Не берет.. Слава богу, не берет..." Трясся весь, было и такое. Порол всякую чушь. Но потом научился. <...>
Вы живете так, как живете, потому что считаете, что это нормально. Нормально вставать в шесть утра и идти к маршрутке. Нормально занять козырное место рядом с водителем. Нормально? Стрелять деньги тоже нормально. Это же нормально, в этом и проблема. Люди, которые быстро поднимаются наверх в бизнесе, сразу видны, у них глаза по-особому горят. Все они немного того, что-то с ними не так. Для них нормально ездить на машине, ходить на работу по своему желанию, нормально помогать родителям, чтобы они хорошо жили и путешествовали. И не важно, в каких условиях они родились".
Бизнес — это воронка
Дашкиев много говорил о цифрах. О том, что бизнес можно просчитать, и что когда люди начинают им заниматься, то часто не понимают этого. Он нарисовал модель бизнеса, с которой, по его словам, и начинается любой анализ.
— Мы стали воспринимать бизнес, как воронку. Это статистическая модель, которая показывает коэффициент ваших потерь. Если мы говорим о розничном магазине, то на верхнем уровне воронки — прохожие. И мы можем их количество замерить. Следующий уровень воронки — те, кто зашел в магазин. А нижний уровень — те, кто покупает. Как бы примитивно ни звучало, это и есть бизнес. Любой бизнес — это уровни потерь и умение работать с ними. Любой бизнес может быть так посчитан. В идеале мы должны воронку превратить в трубу (все прохожие должны стать покупателями. — Прим. "ВД"). Хотя "Макдональдс" — это не просто труба, это уже юбка какая-то.
Магазин с проходимостью 10 тыс. человек в день всасывает такой же процент людей, что и тот, у которого проходимость 20 тыс. людей в день. Когда мы поняли, что бизнес имеет статистическую природу, мы задали себе вопрос: а как мы можем повлиять на это? <...>
Вы выходите на улицу и видите машины, которые едут, видите прохожих, магазин одежды и как люди туда заходят. Мы видим мир немного иначе. Мы смотрим на улицу и видим коэффициенты вероятности, показатели конверсии витрины, эффективность флаеров, смотрим на сайт и видим каждый показатель каждого сантиметра. Мы мыслим статистически. Мы видим матрицу".
По словам Дашкиева, даже у тех, у кого нет бизнеса, воронка есть. Только все показатели в ней равны нулю. И если наполнить ее хоть какими-то цифрами, придумать, что ты будешь продавать, и найти первого клиента, то с этими показателями уже можно работать. По его словам, это все равно что играть в квест, решать конкретную задачу.
Неуловимый Джо
Ниша, в которой новичок хочет попробовать себя, по Дашкиеву не должна быть инновационной. Напротив, нужно, чтобы это был понятный и хотя бы немного знакомый начинающему предпринимателю рынок.
— Как у нас говорят: "Займитесь тем, чего еще нет". Инновационная экономика. И люди арендуют офисы, делают визитки, пишут бизнес-планы, но так ничего и не продают. В "Бизнес-молодости" даже анекдот есть об этом. Мне он нравится.
Сидят два ковбоя в салуне посреди прерии. Пьют виски, у них сальные шляпы, они такие небритые, суровые. И вдруг кто-то на улице быстро скачет на лошади, раздаются выстрелы. "Что это, Билл?" — спрашивает один другого. "Ты что, не знаешь?! Это же неуловимый Джо!" — отвечает второй. "О-о-о!.." — уважительно говорит первый. Пьют дальше. Лошадь скачет в обратную сторону, и снова выстрелы. Первый ковбой уже с опаской: "Слушай, что-то мне страшно. Скажи, а почему он такой неуловимый, его правда никто не может поймать?" — "Нет, — отвечает второй, — просто он никому не нужен".
Поэтому ваши гениальные идеи по созданию социальной сети для собак, брюк для птиц, инновационных инноваций, еще и без опыта, — это неуловимый Джо".
Пример, который привел Михаил Дашкиев, по этому поводу был такой. Молодой человек Артем, житель Казани и член сообщества "Бизнес-молодости", решил заняться бизнесом по сносу зданий. У него отец работал в этой сфере, говорил, что рынок поделен и пытаться на нем что-то еще делать бессмысленно. Но Артем за короткий срок не только поставил компанию на ноги, но и стал, по словам Дашкиева, "монополистом" в Казани. "Если рынок существует, то вы в любом случае сможете оттянуть часть спроса на себя. Тот, кто начнет заниматься пластиковыми окнами, в любом случае будет при деньгах", — считает Дашкиев.
Может быть, останутся
После семинара два молодых человека разговаривали в холле Дворца культуры. Один спрашивал другого: "Почему многие говорят, что это все было ни о чем? Мне вот очень понравилось, по-моему, круто!" В социальных сетях люди написали около сотни позитивных отзывов об этом семинаре. Но, как сказал, хотя и в шутку, сам Михаил Дашкиев: "Можете писать и плохие, мы их все равно удалим".
Спорить об услышанном можно долго. Интереснее было бы увидеть в реальности результат работы технологий "Бизнес-молодости" — молодых предпринимателей из нашего региона, которым бы они помогли встать на ноги. Сейчас в Барнауле нет отделения сообщества. Но, по словам Михаила Дашкиева, оно скоро может появиться.
Афоризмы и шутки Дашкиева
"Когда вы говорите, что деньги не главное, но у вас их нет, скорее всего, вы врете".
"Нас учили, что самое главное в бизнес-плане — две вещи: титульный лист и список источников".
"Мы разучились продавать, а чтобы нам не было обидно, мы сказали: "Те, кто продает, — барыги". Здорово же!"
"Быстрые деньги лучше, чем долгие".
"У вас есть в паспорте страница, где написано: "Ты, Коля, можешь продавать только в Барнауле"?"
"Барыга лучше с точки зрения экономики, чем псевдоинтеллектуалы, которые говорят о будущем России и стреляют деньги на пиво".
"На любой нише можно сделать деньги. Вопрос: какими силами и за какое время".
"Все все знают", "клиенты могут уйти", "нас любят за цены" — такие утверждения — признак холодца в голове".
"Кто такой миллионер? Тот, кто тратит 1 млн. рублей в месяц на личные нужды".
"В 90-е был крут тот, кто мог дать с локтя. Сейчас это определяется интеллектом, волей, характером, нашими личными качествами".
"Только та цель имеет смысл, от которой у вас начинают трястись руки".
"Любой может стать любым, и времени для этого у нас не так много".
Как стал миллионером
Михаил Дашкиев родился 24 апреля 1987 года в Чебоксарах. Окончил Высшую школу экономики по специализации "Пиар и консалтинг", проходил обучение в США. В 2006 году еще во время учебы в ВШЭ начал карьеру в школе менеджеров "Арсенал" на позиции менеджера по работе с клиентами. В свой бизнес ушел в 2008 году с должности заместителя генерального директора по маркетингу. Строил системы продаж на рынке сантехники, пластиковых окон, цветов, шуб, автозапчастей и других.
Сейчас является управляющим партнером консалтинговой компании Mokselle Agency, компании "Энергосберегающие системы" (освещение светодиодными лампами промышленных объектов), проекта "Турдело" и ряда бизнесов, основанных в партнерстве с лучшими учениками. Общая доходность этих бизнесов — 120–130 млн. в год.
В 2010 году вместе с партнером по бизнесу Петром Осиповым основал проект "Бизнес-молодость". Сегодня это сообщество молодых предпринимателей из 35 регионов России и стран СНГ включает более 160 тыс. членов. Для них проводятся платные и бесплатные образовательные мероприятия, а также встречи для совместного отдыха. Доходность проекта "Бизнес-молодость" — 150 млн. рублей в год. За два года было выпущено около 4 тыс. реально работающих предпринимателей. За 2012 год они заплатили налогов на сумму около 8 млн. рублей.