Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Представители ФНС рассказали предпринимателям об основных изменениях налогового законодательства в 2013 году

Представители ФНС рассказали предпринимателям об основных изменениях налогового законодательства в 2013 году

6 февраля в Доме предпринимателя прошел семинар «Новое в налоговом законодательстве», организованный Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга совместно с  УФНС  России по Санкт-Петербургу.

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Не стал исключением и прошедший год – был внесен ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, действие которых началось 1 января 2013 г. Основная масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введена новая патентная система налогообложения, которая заменила действующую УСН на основе патента, применяемую индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Кроме того, ряд важных изменений коснулся налога на прибыль, налога на имущество организаций и госпошлин. 

Об этом напомнила участникам семинара Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. После чего, она представила ведущих  мероприятия:

 

 

  • Светлану Ильченко – заместителя начальника отдела по планированию налоговых проверок;
  • Оксану Фисун – заместителя начальника отдела по досудебному урегулированию налоговых споров;
  • Ольгу Сенину – заместителя начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков;
  • Марину Спиридонову - начальника отдела налогообложения физических лиц;
  • Людмилу Стаканову – главного государственного налогового инспектора отдела налогообложения юридических лиц.

 

 

 

Электронные сервисы ФНС – доступность и открытость информации

 

Открыла семинар Марина Спиридонова. Она рассказала об электронных сервисах для физических лиц.

На сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу работает сервис – «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику:

 

  • получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
  • контролировать состояние расчетов с бюджетом;
  • получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
  • оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи;
  • скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц;
  • отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме № 3-НДФЛ;
  • обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

 

 

Для получения регистрационной карты и доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» нужно лично обратиться в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН) уведомления о постановке на учет. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн-заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке.

 

Для поиска информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ) используйте сервис «Узнай свою задолженность», не требующий регистрации в Личном кабинете и личного посещения инспекции.

 

Сервис «Подача заявления физического лица о постановке на учет» позволяет заполнить и направить в налоговый орган заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации. В дальнейшем заявитель, обратившись в налоговый орган и предъявив документ, удостоверяющий личность, получает свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

 

Сервис «Узнай свой ИНН» позволяет узнать ИНН физического лица.

Сервис «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя»

 

С 1 ноября 2012 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу включена в состав участников опытной эксплуатации программного обеспечения «Интерактивное заявление», которое предусматривает возможность направить Интернет-заявку на государственную регистрацию физического лица качестве индивидуального предпринимателя.

Данный сервис не требует наличия ЭЦП.

Для осуществления процедуры регистрации и получения соответствующего свидетельства заявителю необходимо в указанный срок лично обратиться в Межрайонную инспекцию ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу, предъявив документ, удостоверяющий личность и документ об уплате государственной пошлины.

 

Специальный налоговый режим – система налогообложения в виде ЕНВД

Марина Спиридонова также прокомментировала основные изменения, которые коснулись системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД).

Следует отметить, что с 1 января 2013 года переход на ЕНВД носит добровольный характер. В связи с этим, налогоплательщики, которые хотят отказаться от применения ЕНВД, должны были до 15 января подать соответствующие заявления в налоговые органы. В противном случае, налогоплательщик будет обязан применять ЕНВД до конца текущего года.

Если организация перестает быть плательщиком ЕНВД, тем не менее, она обязана представить налоговую декларацию и уплатить налог за те периоды, когда признавались плательщиком ЕНВД.

Плательщики ЕНВД вправе уменьшить исчисленный за налоговый период налог на следующие суммы – налоговые вычеты:

 

  • страховые взносы на обязательное страхование, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени с выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД;
  • страховые взносы в виде фиксированных платежей, уплаченные индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
  • пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам.

 

При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕНВД, по итогам квартала должны представлять налоговую декларацию в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности утверждены Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@.

Специальный налоговый режим – упрощенная система налогообложения

Переход на УСН осуществляется в добровольном порядке, но при этом, с 1 января 2013 года законодательно установлено, что организации, желающие перейти на УСН, не вправе применять упрощенную систему, если они не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в сроки, установленные ст. 346.13 НК РФ.

С 1 октября 2012 года действует новый порядок перехода на УСН. Теперь для такого перехода предоставляется уведомление, а не заявление, как было раньше. Кроме того, на месяц увеличен срок на то, чтобы поставить налоговый орган в известность о применении УСН с начала следующего года. Уведомление о переходе на УСН должно быть представлено не позднее 31 декабря текущего года (ст. 9 N 94-ФЗ от 25.06.2012).

Вновь созданные организации вправе применять УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для этого им нужно подать в инспекцию уведомление о переходе на УСН в 5-дневный срок с момента регистрации в качестве налогоплательщика, а с 1 января 2013 года – в течение 30 дней с момента регистрации, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

С 1 октября 2012 года продлен срок подачи уведомления об изменении объекта налогообложения при УСН с 20 декабря до 31 декабря, предшествующего налоговому периоду, в котором намерены применять новый объект.

Остаточная стоимость нематериальных активов организации с 1 января 2013 года не будет влиять на право применения УСН. При этом сохраняются ограничения по остаточной стоимости основных средств – она не должна превышать 100 млн руб. (ст. 346.12 НК РФ).

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить налоговый орган о прекращении такой деятельности, с указанием даты ее прекращения, в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. В этом случае обязательно представить налоговую декларацию:

 

  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором, согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН;
  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения;
  • не позднее указанных сроков представления налоговой декларации должен быть уплачен налог, исчисленный в связи с применением УСН.

 

С 1 января 2013 года установлен порядок представления налоговой декларации и уплаты налога в случае прекращения в течение налогового периода предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСН, и при утрате права ее применения в связи с нарушением установленных главой 26.2 НК РФ ограничений и требований.

Применяющие УСН организации ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – Книга учета доходов и расходов) по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

В настоящее время, согласно закону N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации при работе на УСН освобождены от ведения бухгалтерского учета – за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Вступающий в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не освобождает от ведения бухгалтерского учета организации, применяющие УСН.

Организации, которые применяют УСН, по итогам налогового периода (календарного года) должны представить налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 346.23 НК РФ по форме, утвержденной Приказом Минфина России N 58н (далее – Приказ N 58н), с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 20.04.2011 N 48н.

В рамках УСН у налогоплательщиков есть возможность выбрать, как вести налоговый учет показателей своей деятельности и платить налог:

 

  • с величины доходов по ставке 6%;
  • с разницы между доходами и расходами по ставке 10%.

 

Налоговые проверки

Семинар продолжила Светлана Ильченко. Она рассказала о механизме реализации налоговых проверок, отметив, что если раньше процедура проведения налоговых проверок носила конфиденциальный характер, то теперь налоговые органы стремятся решать свои задачи не фискальными методами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. И соответственно, важной функцией налоговых органов, становиться предупреждение налоговых правонарушений.

На протяжении пяти лет, налоговые органы в своей работе руководствуются Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, которая была разработана для создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также для совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации (утверждена Приказом ФНС РФ от 30.05.2007).

Предлагаемая система планирования позволяет:

 

  • налогоплательщикам – максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;
  • налоговым органам – выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

 

Кроме непосредственно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, данным приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В приложении № 2 к Приказу приведены 12 критериев:

1) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);

2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжение нескольких налоговых периодов;

3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

6) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы;

7) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.;

10) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);

11) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

12) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Критерии оценки рисков опубликованы на сайте ФНС России www.nalog.ru. Кроме того, на сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу опубликована информация об уровне максимальной налоговой нагрузки в разрезе отраслей, а также общий алгоритм расчета налоговой нагрузки.

Светлана Ильченко отметила, что с 2012 года ФНС России определен новый порядок планирования налоговых проверок. Если раньше анализировалась деятельность одного налогоплательщика, то теперь рассматривается «группа взаимосвязанных лиц». Речь идет о людях, участвующих в управлении несколькими предприятиями и влияющих на экономические показатели в целом. Исходя из этого, наибольшее внимание налоговые органы уделяют крупным налогоплательщикам. Что касается представителей малого и среднего бизнеса, то как подчеркнула Светлана Ильченко, работа с ними, в первую очередь, ведется в направлении повышения их налогового потенциала.

Досудебное урегулирование налоговых споров

На семинаре также было рассказано о преимуществах досудебного урегулирования налоговых споров.

Как известно, в соответствии с законодательством Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Жалоба на вступившее в законную силу, решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано, в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Подробная информация по законодательным документам в рубрике: Налоговое Законодательство.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости