Законопроект о запрете фиктивной регистрации внесен на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о запрете фиктивной регистрации направлен на совершенствование системы регистрационного учета граждан Российской Федерации, устранения предпосылок фиктивной регистрации и появления, так называемых, «резиновых домов», когда сотни человек зарегистрированы в квартире или доме, но там не проживают.
Ежегодно по стране фиксируется множество жилых помещений, так называемых резиновых домов, в которых зарегистрированы сотни тысяч граждан фактически там не проживающих. Только в 2011 году было зафиксировано более 6 400 адресов, где зарегистрировано около 300 тыс. граждан.
Очевидно, на нескольких квадратных сантиметрах жилой площади человек жить не может. Но для многих это не проблема, если нужно скрыться от кредиторов, налогов, алиментов, военкомата и т.д. Такие люди сотнями регистрируются в квартирах или домах, иногда существующих только на бумаге. Часто, пользуясь пробелом в законодательстве,
собственники помещений регистрируют в своих домах или квартирах правонарушителей, в том числе лиц, причастных к совершению террористических актов и т.п. при этом их реальное место жительства и нахождения не известно. Собственники этих помещений получают за массовую фиктивную регистрацию немалый доход.
Именно на таких собственников жилья, которые извлекают немалый доход, создавая «резиновые дома», а также на коррумпированных должностных лиц в первую очередь направлен законопроект о запрете фиктивной регистрации. Предусматривается усиление ответственности за нарушения регистрационного учета, в том числе установление уголовной ответственности.
Институты регистрации по месту жительства в том или ином виде существуют во всех странах мира. Эффективно действующий регистрационный учет позволяет реально оценивать передвижение потоков населения внутри страны, грамотно выстраивать экономическую политику, планировать и распределять социальные блага. От количества граждан, зарегистрированных в городе, селе, деревне напрямую зависит, сколько здесь будет построено жилья, дорог, сколько поликлиник, больниц, школ и детских садов открыто. Рассчитывается расположение станций скорой помощи, подразделений полиции, пожарной, налоговой службы и т.д. Кроме того, территориальные подразделения ФМС России оказывающие услуги населению формируются на основании сведений о количестве граждан, проживающих на территории.
Очереди в учреждениях, пробки на дорогах, пустующие школы и переполненные детские сады, поликлиники - во многом результат недостоверной картины числа населения в регионе. Именно поэтому так важна точность и достоверность информации регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания.
Законопроект о запрете фиктивной регистрации предусматривает усовершенствование системы регистрационного учета, повышения ответственности за нарушения в этой области. Проектом не подменяется понятие уведомительного характера регистрационного учета граждан Российской Федерации и не предусматривается увеличение количества документов, представляемых при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и, по сути, никоим образом не ограничиваются права граждан Российской Федерации, связанные с частной собственностью, жилищные права, а также иные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
С развитием системы электронного документооборота процедуры регистрации по месту жительства и месту пребывания будут максимально упрощены и удобны для населения. В стратегическом документе, которым руководствуется ФМС России -Концепции государственной миграционной политики до 2025 года сделан акцент на «упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства».