Как изменился рекламный рынок в России
В 2013 году объем рекламного рынка достиг 300 миллионов рублей
В 2012 году российский рекламный рынок преодолел очередной знаковый рубеж - он дорос до 300 миллиардов рублей в год против 263 миллиардов годом ранее. Таким образом, годовой прирост составил около 13%. Однако в целом рост почти всех сегментов рынка замедлился, за исключением лишь радио, которое в 2012 году стало главным локомотивом рынка.
Телевидение
Главным аутсайдером рекламного рынка в 2012 году стало телевидение. Здесь темпы роста сократились вдвое по сравнению с 2011 годом.
Так, в 2012 году рынок телевизионной рекламы вырос на 9 процентов - со 131 до 143,2 миллиардов рублей. При этом в 2011 году рекламные бюджеты на телевизионную рекламу прибавили 18% по отношению к показателю 2010 года.
Впрочем, компании, которые продают рекламу на телевидении, не спешат говорить о сокращении рекламных бюджетов. Они отмечают тенденцию к росту. И предполагают, что в текущем году рынок рекламы на телевидении вырастет как минимум на 8 процентов, так что говорить о каком-то спаде или глобальных переменах пока рано.
Интернет
Интернет-реклама также замедлилась в 2012 году. Если в 2011 году этот сегмент вырос на 56 процентов по сравнению с показателем 2010 года, то в 2012 году направление прибавило лишь 35 процентов. В итоге оборот отрасли увеличился с 41,8 до 56,3 миллиардов рублей.
Быстрее всего растет контекстная реклама. В 2012 году это направление прибавило 45 процентов. Таким образом, оборот контекстной рекламы в 2012 году увеличился с 26,5 до 38,4 миллиарда рублей.
Но по сравнению с показателем 2011 года это весьма скромные цифры. Тогда году рынок контекстной рекламы вырос на 63 процента.
Медийная реклама также продемонстрировала рост - 17 процентов по сравнению с 2011 годом. В денежном выражении медийная реклама достигла оборота 17,9 миллиарда рублей в год. Для сравнения, в 2011 году медийная реклама прибавила 45 процентов по сравнению с показателем 2010 года.
Отметим, что резко выросли объемы видео-рекламы в интернете. Так, по данным Rutube, оборот этого сервиса увеличился с 832 миллионов рублей в 2011 году до 1,6 миллиарда рублей в 2012 году. При этом аналитики уверены, что начиная с этого года именно сегмент видео-рекламы в интернете займет лидирующие позиции по темпам роста.
Наружная реклама и печатные СМИ
В последние годы два этих направления регулярно испытывают сложности. Так как рекламодатели все больше смотрят в сторону других форматов. И 2012 год не стал исключением.
В прошлом году темпы роста рынка наружной рекламы сократились до 10 процентов. Хотя в 2011 году эта отрасль прибавила 15 процентов. При этом в денежном выражении объем рынка составил 37,7 миллиарда рублей, что все еще меньше рекордного показателя в 42,3 миллиарда рублей, полученного по итогам 2008 года.
Рынок рекламы в печатных СМИ вырос всего на 2 процента. В денежном выражении он подрос с 40,4 до 41,2 миллиарда рублей. При этом 2008 году оборот рынка рекламы в печатных СМИ составлял 63,8 миллиарда рублей.
Исключение из правил
Единственная отрасль, которая в 2012 году выросла сильнее, чем в 2011, - это радио. В 2012 году этот сегмент прибавил 23 процента по сравнению с 2011 годом. В итоге оборот увеличился с 11,8 до 14,6 миллиардов рублей.
Подобный прорыв аналитики объясняют несколькими причинами. Во-первых, многие компании, которые раньше покупали наружную рекламу, в 2012 году активно осваивали новые форматы, и радио стало одним из главных новых направлений.
Во-вторых, за такой подъем радио нужно сказать спасибо автомобильной промышленности. В последнее время автопроизводители наращивают рекламную активность. И у многих из них в фаворитах находится именно радио.
В-третьих, крупные радиостанции изменили рекламную политику. Они стали более понятны, прозрачны и выгодны для рекламодателей. Что также явилось немаловажным фактором, давшим отрасли толчок к развитию.
Кстати, по мнению аналитиков, на этом радио не остановится. Предполагается, что по итогам текущего года данный сегмент прибавит как минимум 25 процентов.