Информационные технологии - "приём против лома": правительство Москвы
Москвичи и чиновники должны больше общаться друг с другом онлайн, уверен руководитель департамента информационных технологий Москвы Артём Ермолаев. Об этом он заявил 14 февраля на пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Чиновник рассказал, что было сделано властями города для развития информационных технологий и услуг в минувшем году и какие задачи поставлены на год текущий. Так, в 2012 году основной акцент был сделан на мероприятия развития, то есть внедрялись новые системы электронного учёта, онлайн-сервисы государственных услуг, мобильные сервисы, альтернативные формы оплаты коммунальных и прочих услуг. Основной акцент был сделан на социальном блоке - здравоохранении, образовании, ЖКХ, государственных услугах. В наступившем году правительство Москвы сделает акцент на использовании ранее запущенных сервисов. Конечная цель - научить чиновников и горожан как можно больше вопросов решать посредством интернета и мобильной связи.
И себе, и людям
Развитие информационных технологий в Москве позволит не только упростить жизнь горожан, но и даст возможность властям более разумно тратить бюджетные средства. "Основным приоритетом 2012 года было сделать так, чтобы мы как город увидели ситуацию онлайн сами для себя во всех её сегментах", - отметил Ермолаев.
Теперь городские власти получают реальную информацию о положении дел в той или иной сфере и на её основе могут принимать адекватные решения по управлению и финансированию. Например, после того, как 3 миллиона уникальных пациентов записались на приём к врачу через сайт госуслуг, власти города видят, какие клиники перегружены, какие недогружены, каково среднее время ожидания приёма у врача и так далее. То же касается системы образования: каждая школа получает финансирование, исходя из количества учащихся. Электронные формы учёта позволяют увидеть реальные цифры, сравнить их с данными статотчётов, предоставляемых школами, и платить каждому образовательному учреждению за реально оказываемые услуги.
"Медицинский почерк" уйдёт в прошлое
Однако внедрить ту или иную электронную услугу - это только начало процесса. Огромное значение имеет то, как конкретные исполнители будут использовать новые возможности. В прошедшем году, подчеркнул Ермолаев, 8 тысяч медицинских работников прошли обучение информационным методам работы. При этом большинство из них не умело даже набирать тексты на клавиатуре компьютера. Сейчас в поликлиниках введён электронный учёт посещаемости. В будущем власти хотели бы сделать электронными амбулаторные карты пациентов, чтобы каждый горожанин мог через всемирную паутину посмотреть историю свой болезни, назначения. Кроме того, это поможет прекратить практику приписок, когда врачи списывают на одних пациентов услуги, оказанные другим на незаконных основаниях или не оказанные вовсе.
Мобильный интернет как приём против лома
"Москва - не Сингапур", - обратил внимание чиновник и добавил, что иная бытовая культура диктует другие правила развития информационных технологий. Например, власти пытаются внедрить альтернативные методы оплаты парковки в центре города.
"Паркоматы, - считает Ермолаев, - устаревшая форма. Во-первых, на тесных московских тротуарах для них нет места, кроме того, аппараты часто подвергаются нападениям вандалов. Так, на одной из московских улиц в первую же ночь после установки двух паркоматов один из них был облит бензином и сожжён, а во второй неизвестные злоумышленники вбили лом, приведя, таким образом, аппарат в полную негодность. Чтобы исключить возможность такого рода потерь бюджетных денег, власти намерены распространять практику оплаты парковки посредством мобильных сервисов".
В ЗАГС по интернету
В 2012 году активно заработал портал госуслуг города Москвы. В настоящее время на нём зарегистрировались более 700 тысяч человек, которые получили возможность оплачивать через интернет штрафы, услуги ЖКХ, подавать заявления в государственные органы, например, о регистрации брака или записи детей в первый класс.
За 2012 год через портал было произведено более 70 тысяч платёжных операций на общую сумму свыше 180 млн рублей. У сайта имеются хорошие возможности развития - действующий на нём конструктор позволяет регулярно вводить всё новые сервисы.
Уже сейчас, например, москвичи могут зарегистрировать новорождённого через сайт и заодно посмотреть, какими именами чаще всего называют его ровесников. Уже не нужно, как раньше, выстаивать очереди, чтобы сочетаться браком в какой-нибудь особый день.
Добро пожаловаться
Помимо сайта госуслуг, граждане могут воспользоваться интерактивными порталами "Дом", "Дорога" и "Город". С их помощью можно пожаловаться властям на плохую работу коммунальщиков или дорожников. При этом срок рассмотрения заявлений сокращается с 30 положенных по закону дней до восьми, заверил Ермолаев. Он также отметил, что московские чиновники будут рады сотрудничеству с аналогичными сайтами типа "РосЖКХ" и призвал граждан обращаться на государственные порталы, поскольку их заказчики имеют возможность влиять на нерадивых чиновников административными мерами.
Подводя итог, Артём Ермолаев ещё раз подчеркнул, что развитие информационных технологий лежит в интересах и чиновников, и горожан. Пока ни те, ни другие не доверяют интернету и телефону, предпочитая иметь в руках пресловутую "бумажку". "Это эволюционный процесс", отметил чиновник и выразил уверенность, что через пару лет москвичи и городские власти привыкнут общаться онлайн, как в своё время привыкли пользоваться электронными авиабилетами.