Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Зарубежные счета: проблемы не только у чиновников

Источник: http://www.forbes.ru/mneniya-column/siloviki/234254-zarubezhnye-scheta-problemy-ne-tolko-u-chinovnikov

Авторы: Андрей Жупанов, преподаватель МГЮА им. О.Е. Кутафина

               Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group

Зарубежные счета: проблемы не только у чиновников

Из-за спешной правки Кодекса об административных правонарушениях обладатели заграничных счетов оказались перед угрозой несправедливых штрафов

Вступившие в силу 13 февраля поправки в КоАП создают дополнительные риски для всех россиян, у которых есть счета в зарубежных банках. Новую норму можно истолковать так, будто средства на иностранный счет должны поступать исключительно через российские счета, иначе они могут быть изъяты в доход государства в виде штрафа. Вряд ли законодатель сознательно ставил такую цель, но проблема возникла.

На фоне разговоров о деофшоризации экономики, вводится норма, которая как раз повысит в России спрос на офшорные услуги. 

Государство всегда стремилось регулировать отношения граждан и зарубежных банков. Еще в 1991 году в указе президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности» было определено, что частные инвестиции за рубеж осуществляются только по специальным лицензиям. Под инвестициями прежде всего подразумевалось приобретение ценных бумаг, но сюда же отнесли и размещение денежных средств в иностранном банке.

Год спустя россияне получили право на открытие счетов за границей, появилась первая версия закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако делать это могли лишь те, кто временно проживал за рубежом, а перед возвращением счет нужно было закрыть, а все средства перевести в российский банк. Остальным же для открытия счета за рубежом требовалось получать специальное разрешение ЦБ.

В 2001 году была предпринята частичная либерализация, российские резиденты теперь могли без лицензий и ограничений перечислять за рубеж до $75 000 в год для приобретения иностранных ценных бумаг. Вскоре была принята инструкция Центрального банка №100-И, которая наконец разрешила физическим лицам без лицензий открывать счета в иностранных банках, хотя и с рядом оговорок. Во-первых, счет можно было открыть только в странах, входивших в особый список (в основном, членах ФАТФ или ОЭСР). Во-вторых, счет не мог открываться для целей, связанных с предпринимательской деятельностью.

И именно в этой инструкции впервые появилась норма, предусматривающая право зачислять на свои счета валюту, переведенную или вывезенную из Российской Федерации в соответствии с российскими законами, а также заработанную за пределами России, но не в ходе занятий бизнесом.

Инструкция разрешила использовать денежные средства на иностранном счете для инвестирования в ценные бумаги и для других валютных операций, связанных с движением капитала. Также впервые была предусмотрена обязанность физических лиц сообщать налоговым органам об открытии и закрытии счетов за рубежом. В 2003 году новый закон о валютном регулировании определил, что резидентами являются граждане Российской Федерации, исключая тех, кто постоянно проживает за рубежом не менее одного года.

Поправки в статью 15.25 КоАП, о которых идет речь, были внесены правительством в Госдуму ещё в марте 2011 г., прошли первое чтение, а затем благополучно пролежали полтора года.

Прошлой осенью их извлекли из «долгого ящика», быстро провели через оставшиеся чтения, 12 ноября закон был подписан президентом за номером 194-ФЗ.

Поскольку он предусмотрел ответственность за новые виды правонарушений, его вступление в силу было отложено на 90 дней.

Следует сразу отметить, что закон не изменил валютное законодательство, да и в самой статье оставил неизменным санкцию: «осуществление незаконных валютных операций» карается штрафом в размере от трех четвертых до одного размера суммы таких операций. Что же поменялось? Дано значительно более подробное объяснение того, что собой представляют «незаконные валютные операции»: в частности, к ним отнесены не предусмотренные валютным законодательством расчёты, минуя счета в уполномоченных банках или в банках за пределами страны.

Даже правительство, направляя законопроект в Госдуму, в пояснительной записке указывало на необходимость восполнить пробелы в нормах об ответственности за нарушения правил совершения валютных операций, т.е. сами правила должны остаться неизменными. А правила эти, применительно к расчётам физических лиц с использованием счетов в иностранных банках изложены в статье 12 действующего закона о валютном регулировании, принятого в 2003 году.

Важнейшая, на наш взгляд, норма закреплена во втором абзаце части 6-ой этой статьи: физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных на свои зарубежные счета в соответствии с законодательством. Единственным исключением является запрет использовать заграничные счета для оплаты имущества и услуг на территории России.

Таким образом, новая редакция статьи кодекса направлена на установление ответственности, например, за зачисление денежных средств из-за границы на зарубежный счет - такой доход должен, в большинстве случаев, облагаться налогом в России, но остается невидимым как для российских налоговиков, так и для органов по противодействию легализации незаконно полученных денежных средств.

Но рассматриваемый закон, призванный внести большую ясность и стройность в правоприменительную практику, к сожалению, позволяет осуществлять расширительное толкование, согласно которому любое зачисление денежных средств на зарубежный счет российского резидента, прямо не предусмотренное валютным законодательством, является правонарушением и приводит к ответственности в форме, фактически, изъятия всей суммы операции. При этом статья о свободном использовании законно выведенных за границу денежных средствах «съёживается» до принципа свободного их расходования.

Исходя из этого расширительного толкования и делаются выводы об обязательном «прогоне» даже процентов по депозитам через счета в российских банках, не говоря уже о доходах от ценных бумаг и так далее.

Интересно, что Правовое управление аппарата Госдумы, давая весной 2011 г. свою оценку законопроекта, обратило внимание на необходимость приведения новой формулировки статьи в соответствие с указанным положением валютного законодательства о свободном использовании честно переведенных за границу средств граждан, но из-за спешного принятия законопроекта это сделано не было.

Остаётся рассчитывать на официальные разъяснения порядка применения новых мер административной ответственности, которые не дезавуируют право российских граждан открывать счета в зарубежных банках. В противном случае, обязанность зачисления, например, процентов по вкладам на счета в российском банке вкупе со складывающейся в последнее время практикой обложения таких процентов налогом на доходы физических лиц независимо от процентной ставки по вкладу, может сделать невыгодным само такое размещение, учитывая невысокий уровень процентов по вкладам в западных банках.

Таким образом, с одной стороны, мы являемся свидетелями повсеместных заявлений на курс по деофшоризации экономики России, а с другой стороны, принятие подобных законов лишь провоцирует и повышает интерес граждан России к использованию офшорных решений. Ведь, зачем рисковать своими деньгами и открывать счет на самого себя, если проще учредить иностранную компанию и открыть на нее счет в удобном для себя иностранном банке.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости