Муниципальный правотворческий процесс - одна из наиболее значимых сторон деятельности органов местного самоуправления
15 февраля председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ Виктор Кидяев провёл рабочую встречу с председателем Объединения муниципальных юристов России Виктором Щепачёвым.
Они обсудили итоги IV Общероссийского муниципального правового Форума, посвящённого теме «Муниципальный правотворческий процесс как одна из наиболее значимых сторон деятельности органов местного самоуправления.
Виктор Кидяев отметил, что, несмотря на высокую степень сформированности правовой основы деятельности органов местного самоуправления, предстоит ещё немало сделать в области правового регулирования данного вопроса.
Эффективность работы органов местного самоуправления снижена в силу ряда причин. Не до конца разграничены полномочия между уровнями публичной власти. Объём средств в местных бюджетах не соответствует расходным полномочиям муниципальной власти. Муниципальные полномочия в то же время не всегда коррелируют с вопросами местного значения. Отсутствует полная ясность и в вопросах делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Квалификация муниципальных кадров оставляет желать лучшего.
Муниципальный правотворческий процесс не получает должного развития. Здесь много специфических негативных «слагаемых». Отсутствуют единые критерии муниципального правотворческого процесса. Организация правовой работы в органах местного самоуправления вызывает много нареканий: не упорядочены муниципальные нормотворческие полномочия, планирование в муниципальном правотворчестве не ведётся, не определён порядок подготовки проектов нормативных актов. Муниципалы пока плохо освоили информационное пространство, не научились использовать электронные ресурсы в целях содействия муниципальному правотворческому процессу. Федеральные органы власти не оказывают муниципалам достаточную методическую, экспертную поддержку в вопросах толкования и применения федерального законодательства. Отсюда – практические огрехи и низкое качество муниципального правотворчества, как, например, издание нормативно-правовых актов, которые противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу. Отсутствует единое судебное толкование по вопросам применения законодательства о местном самоуправлении. Муниципальные интересы слабо защищены при проведении контрольно-надзорных мероприятий государственными органами. Плохо отлажена система взаимоотношений структур и должностных лиц органов местного самоуправления, не разграничена сфера компетенции между ними. Наконец, нет действенного механизма, обеспечивающего муниципальное участие в принятии органами государственной власти решений, которые затрагивают муниципальные интересы и напрямую касаются муниципальной жизни.
Для решения вышеозначенных проблем были подготовлены рекомендации, адресованные по блокам: Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.
Виктор Кидяев обсудил с руководителем Объединения муниципальных юристов России перспективы и предполагаемую тематику V Общероссийского муниципального правового Форума, проведение которого планируется осенью 2013 года. Форум будет посвящён, в частности, вопросам контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и анализу ситуации после соответствующих решений Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации 31 января 2013 года.