Не наша еда
В России задумались о налогах на газировку и гамбургеры
Свою инициативу депутат петербургского заксобрания оформил в запросе на имя губернатора города Георгия Полтавченко (.pdf). Поскольку регионы России самостоятельно повышать федеральные налоги на те или иные товары не могут, Шатуновский попросил Полтавченко обратиться с соответствующим предложением в правительство. Кроме повышения налогов на сладкие газированные напитки, депутат считает необходимым ограничить их рекламу в СМИ.
В письме законодателя отмечается, что общественность выдвигает подобные предложения «во всем мире», а медицинские организации собрали большие базы данных о негативном влиянии чрезмерного потребления газировки на здоровье населения, особенно детей и подростков. Результатом являются такие заболевания желудочно-кишечного тракта, как гастрит, пищевая аллергия и панкреатит, пишет депутат и заключает, что со сладкой газированной водой нужно бороться, как с курением. Шатуновский написал и о вреде гамбургеров и сэндвичей: по его словам, они наравне с газировкой приводят к ожирению и избыточной массе тела и тоже вызывают болезни желудка и кишечника. Правда, о том, как стоит бороться с фаст-фудом, в письме не сообщается.
Пока реакции на письмо Шатуновского от исполнительной власти Санкт-Петербурга не было. Тем не менее его инициатива может получить ход. Ввести налоги на вредную еду уже предлагали различные общественные организации, а в последнее время этой темой явно заинтересовались чиновники разного уровня и близкие к власти эксперты.
Родоначальником борьбы против фаст-фуда, газировки и другой потенциально вредной пищи в России является главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Еще в 2007 году возглавляемый им Роспотребнадзор издал рекомендации по школьному питанию, в которых предписывалось исключить продажу в школах чипсов, сладкой газированной воды, гамбургеров, сэндвичей, сосательных конфет, кофе и тонизирующих напитков. Через год Онищенко сообщил, что в школьных буфетах действительно практически перестали продавать перечисленные продукты, и призвал ограничить рекламу вредной еды.
В июле 2012 года Онищенко снова обрушился на индустрию фаст-фуда. Тогда поводом для его критики послужила появившаяся в СМИ информация о том, что жительница Москвы нашла червя в купленном в Mc'Donalds гамбургере. Глава Роспотребнадзора пригрозил компании санкциями в случае, если женщина обратится с жалобой в его ведомство, а также призвал россиян не есть гамбургеры «с червями или без», так как это «не наша еда». Правда, тогда атака Онищенко не закончилась ничем, равно как и его предостережения о «пораженной глистными инвазиями» рыбе — именно так он до этого охарактеризовал суши.
В ноябре прошлого года в Госдуме состоялись слушания, в ходе которых неоднократно звучали предложения ввести налоги на вредное питание. Там приводились данные Минздрава и РАМН, согласно которым заболевания, связанные с неправильным питанием, являются причиной смертности в 12,9 процента случаев и уступают только курению. Идею «налога для гамбургеров» выдвигали и эксперты, писавшие для правительства Стратегию-2020. Они предлагали поднять НДС для предприятий фаст-фуда на 4-5 процентов (сейчас они облагаются по стандартной ставке в 18 процентов). По оценкам авторов стратегии, сейчас в России в заведениях фаст-фуда питаются около 30 процентов населения, поэтому повышение сбора даст бюджету примерно 30 миллиардов рублей. Налоги на овощи и фрукты при этом, напротив, предлагалось снизить.
Junk Food
Введение повышенных налогов или других ограничений для вредной пищи, в англоязычном мире называемой «junk food», давно стало «мейнстримом» в государствах со средним и высоким уровнем жизни. Так, в США повышенные налоги на фаст-фуд и сладкую газировку уже действуют в нескольких штатах, в настоящее время местные политики дискутируют об их распространении на всю территорию страны. Для США этот вопрос действительно актуален: к 2014 году от избыточного веса будет страдать более половины населения страны. Американские власти подсчитали, что в результате уже к 2018 году на борьбу с ожирением будет тратиться более 450 миллиардов долларов в год.
Дальше остальных пошел мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг — он решил ограничить продажу газировки в емкостях больше 0,5 литра. Запрет распространили на торговые точки на улицах, стадионах, в кинотеатрах и кафе; диетических напитков и алкоголя он не коснулся. За нарушение положен штраф в 200 долларов. Примечательно, что продажи газированных напитков в США снижаются уже восемь лет подряд, что вызвано ростом популярности минеральной воды, соков, спортивных напитков и кофе среди молодежи, воспитанной на пропаганде здорового питания. В настоящее время потребление содовой в США находится на минимуме за последние 15 лет.
Налог на сладкие газированные напитки с 2012 года также ввела Франция. Сам по себе этот налог не очень велик — он составляет всего один евроцент с банки газировки. Однако доходы от него оцениваются в 120 миллионов евро в год. Французские власти собирались ввести налог и на энергетические напитки, однако против выступил Конституционный суд страны, и от этих планов пришлось отказаться.
В конце января 2013 года Королевское общество здравоохранения (Royal Society for Public Health) Великобритании предложило обложить газировку 20-пенсовым налогом за литр, но пока эта инициатива не превратилась в закон. Почти полгода налог на жирную пищу действовал в Дании, но в ноябре прошлого года его решили отменить. Власти страны, в которой 13 процентов населения страдает ожирением, а 47 процентов имеют избыточный вес, решили, что специальный сбор не достигает своей цели. Поступления от него оказались минимальны, продукты подорожали, а граждане стали покупать junk food в других странах. В результате потребление жирной пищи не снизилось, а бизнесу был нанесен ущерб. Похожий налог ввели и в Венгрии, только, в отличие от Дании, им обложили не только пищу с высоким содержанием жира, но еще сладкую и соленую. «Налог на чипсы», как прозвали его граждане страны, начал действовать с 2011 года.
Еще одна разновидность налога на junk food действует в Финляндии, где с 2011 года специальным сбором обложены сладости. В первую очередь речь идет об индустрии мороженого, которое очень популярно в этой стране. Цена литра ванильного мороженого составляет 1,5 евро, и около 45 центов из них приходится на сбор. Благодаря введению этого налога стоимость сладостей выросла в среднем на 15-40 процентов. Примечательно, что налоги являются не единственным способом борьбы с вредной пищей: в ноябре прошлого года Канадская медицинская ассоциация предложила размещать на упаковках с вредными продуктами устрашающие надписи, как это уже делают с сигаретами. Например, врачи предложили изображать на коробках с пиццей больную печень.
Пока перечисленные примеры являются инициативами отдельных стран, которые с помощью налогов и ограничений пытаются сократить потребление вредных продуктов питания. Однако в марте прошлого года о вреде junk food для человечества в целом заявили и в ООН. Глава группы экспертов ООН по проблемам продовольствия Оливье де Шуттер призвал индустриальные страны вводить налоги на жирную, соленую и сладкую пищу. По оценкам организации, сейчас в мире ожирением страдают полмиллиарда человек. По мнению Оливье де Шуттера, налогами в первую очередь должны облагаться гамбургеры, газировка и чипсы.
По оценкам Минздрава, от ожирения в России в настоящее время страдают около 25 процентов населения. Доля граждан, имеющих избыточную массу тела, составляет 55 процентов. При этом женщины чаще имеют избыточную массу тела, чем мужчины. Семь лет назад от ожирения страдало 23 процента населения.
Что же касается России, то в будущем меры против жирной пищи могут встать в один ряд с борьбой за трезвость или против курения. Но пока это все-таки маловероятно. Во-первых, налог на фаст-фуд вводят развитые страны с высокими показателями потребления продуктов питания на человека. Россия же еще 10-15 лет назад была в списке «недоедающих» и сейчас по объемам потребления молока и мяса отстает от Европы и США. Если же говорить о болезнях, связанных с питанием, то вряд ли в России их первопричиной действительно является фаст-фуд. Не стоит забывать, что на большей части территории страны ресторанов вроде McDonald's пока нет вообще. Скорее всего, речь здесь может идти о таких продуктах, как шаурма, или же (и даже в большей степени) о несоблюдении самых общих правил диеты в приготовлении домашней еды — скажем, о пристрастии россиян к слишком жирной или соленой пище.
Если специальный сбор для фаст-фудов поддержит хотя бы часть населения, то повышение налогов на жирную пищу как таковую (например, на масло, как в Венгрии), явно будет непопулярной мерой. Выходом из ситуации могло бы стать введение специальных налогов в тех регионах, где проблема актуальна, допустим, в Москве, но при существующем законодательстве это невозможно. Так что не исключено, что власти могут начать пока с какой-то весьма ограниченной меры — такой, например, как налог на сладкую газировку.