Авторы:
Право на выбор пенсионной модели, обещанное Путиным с 2013 года, у граждан так до сих пор и не появилось — чиновники не успели разработать необходимые бланки
Как выяснил Forbes, пенсионная реформа, согласно которой граждане могут сами выбрать, оставаться ли их деньгам в накопительной системе или отправляться на выплаты нынешним пенсионерам, до сих пор не работает.
Корреспонденты Forbes обзвонили несколько управлений Пенсионного фонда в Москве и попробовали воспользоваться правом на выбор. В отделении ПФР Нагатино-Садовники Южного округа в течение семи минут не понимали, о каком законе речь, а потом переадресовали к работодателю: «У нас вы только можете выбрать управляющую компанию, а другие ваши желания не имеют отношения к Пенсионному фонду». В центре онлайн-консультирования ПФР сообщили, что этот вопрос не входит в перечень тем, по которым здесь предоставляются консультации.
В отделении ПФР района Богородское Восточного округа объяснили, что пока выбор сделать невозможно: «Соответствующих бланков ни у кого нет, и непонятно, когда появятся».
В 2002 году в России прошла реформа, разделившая пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную. Первую, минимальную, гарантирует федеральный бюджет, вторая рассчитывается исходя из стажа и зарплаты — и начисляется из страховых взносов на оплату пенсий для нынешних пенсионеров. Накопительный компонент не расходуется на выплаты нынешним пенсионерам, а инвестируется в рынок. Предполагалось, что граждане сами будут инвестировать эти деньги через НПФ или управляющие компании, однако большинство оказалось «молчунами», поэтому деньгами управляет государственный агент — ВЭБ.
Чиновники оказались не готовы к такому решению — никакие подзаконные акты, в том числе, инструкции по процедуре подачи заявления или сами формы, не были вовремя разработаны и утверждены.
Закон действительно не заработал: профильные чиновники не успели разработать документы, подтвердил сотрудник аппарат правительства: формы подачи заявления о сохранении накопительной части до сих пор проходят межведомственные согласования. Представитель Пенсионного фонда Марита Нагога подтвердила, что пока форма заявления не утверждена, но вроде бы уже находится в Минюсте. «Но мы, не дожидаясь формы заявления, на следующей неделе запланировали селекторное совещание со всеми региональными отделениями по порядку работы клиентских служб при обращении граждан, желающих сменить тариф формирования пенсионных накоплений, — говорит Нагога. — В отсутствии формы заявления в основном берем номера телефонов у обратившихся граждан, будем обзванивать и приглашать к нам, у самых настойчивых принимаем рукописные заявления». По словам Нагоги, серьезных последствий бюрократической медлительности нет, поскольку пока обращений со стороны граждан единицы.