Законодательство, регулирующее деятельность предпринимателей в сфере перевозки пассажиров на маломерных судах, требует корректировки
В Доме предпринимателя 19 февраля обсудили проблемы, возникающие у руководителей малых предприятий, оказывающих туристические услуги на маломерных судах.
В мероприятии приняли участие:
- Елена Церетели - председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;
- Владимир Родионов - начальник Управления водного транспорта Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта»;
- Владимир Ковалев - заместитель директора Северо-Западного филиала Российского речного регистра судоходства Северо-Западного региона;
- Александр Леонтьев - начальник управления развития предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга;
- Андрей Китов - главный помощник председателя Профильной комиссии по туристской деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Светланы Нестеровой;
- Евгений Зубарев - президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга;
- Александр Камелин - председатель ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга;
- Юлия Чарноцкая - юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.
И, конечно, активными участниками заседания стали предприниматели, оказывающие туристические услуги на маломерных судах.
Заседание открыла Елена Церетели. Она поприветствовала предпринимателей и подробно рассказала о работе Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, сделав акцент на законотворческую деятельность организации.
Переходя к главному вопросу повестки дня, Елена Церетели сообщила, что в Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга поступили обращения предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере перевозки пассажиров на маломерных судах по рекам и каналам Санкт-Петербурга, связанные с лицензированием.
Елена Церетели подчеркнула, что суть проблемы в следующем. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» данный вид деятельности – перевозка пассажиров на маломерных судах - подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование осуществляется Федеральной Службой по надзору в сфере транспорта. В результате избыточной сложности исполнения требований, установленных действующим законодательством при прохождении процедуры лицензирования, у представителей малого бизнеса возникает ряд проблем, связанных с получением лицензии на осуществление деятельности по перевозке водным транспортом пассажиров. Что, естественно, приводит к тому, что предприниматели работают вне правового поля. А за это, в свою очередь, предусмотрена административная ответственность по статье 14.1 КоАП РФ. Принимая во внимание экономическую составляющую вопроса (развитие туристской индустрии Санкт-Петербурга, налоговые поступления в бюджет города), а также социальную (создание рабочих мест) очевидна необходимость разработки рекомендаций по внесению изменений, как в федеральное, так и в региональное законодательство.
Андрей Колесов («ИП Колесов») добавил, что приказом Российского Речного Регистра разработано Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов, но введено в действие оно только 22 января 2013 года. И поэтому предприниматели с данным документом пока не знакомы.
Что касается перевозки пассажиров и необходимости получения лицензии, то, по мнению Андрея Колесова, для осуществления деятельности по перевозке пассажиров на маломерных судах должно быть достаточно документов на предпринимательскую деятельность, судового билета и соблюдения правил плавания.
«Если лицензию получить невозможно, то нужно официально заявить, что она не нужна», - добавил Андрей Колесов.
Владимир Родионов уточнил, что сложность в получении лицензии связана с нормативной базой, регулирующей перевозку пассажиров на маломерных судах. А это, в свою очередь, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности пассажиров при перевозке, а так же обеспечением допуска к работе только технически исправных судов.
Заседание продолжила Юлия Чарноцкая. Она пояснила, что одной из причин отказа в выдаче лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является отсутствие у владельцев маломерных судов пассажирского свидетельства. Данный документ как раз и необходим для получения соискателем лицензии (Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»).
Пассажирское свидетельство выдается судам, перевозящим более 12 пассажиров, в то время как согласно нормам Федерального закона от 23.04.2012 № З6-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) (вступил в силу 25.05.2012) «маломерное судно» - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать человек».
С учетом данного противоречия, для получения предпринимателями лицензии, необходимо или нормативно закрепить процедуру выдачи пассажирского свидетельства для маломерных судов, или инициировать внесение изменения в Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193, исключающее для владельцев маломерных судов необходимость получения лицензий.
Владимир Ковалев комментируя выступления предпринимателей, рассказал о том, что на сегодняшний день полностью сформирована нормативная база, регулирующая деятельность маломерных судов. Для тех судов, которые были построены без технического наблюдения речного регистра, упрощена процедура постановки на учёт. Но они должны соответствовать документам, по которым их построили.
По окончанию заседания было принято следующее решение:
1. Юристам-экспертам Общественного Совета и специалистам профильных Комитетов необходимо проанализировать нормативные акты, регламентирующие деятельность маломерных судов.
2. Общественному Совету по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка, с учетом мнения предпринимательского сообщества, разработать предложения по внесению изменений в действующее законодательство, направленные на упрощение процедуры лицензирования деятельности по перевозке пассажиров на маломерных судах. Предоставить выработанные предложения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга для инициации внесения изменений в необходимые нормативные акты федерального уровня.