Предпринимательство в Красноярском крае пошло на убыль
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Красноярском крае стало резко снижаться. Только за первый месяц 2013 г. деятельность прекратили более 1,5 тыс. ИП, а новых появилось в пять раз меньше — около 300. Негативную тенденцию определило повышение с нового года суммы страховых взносов, уверены эксперты.
О том, что число индивидуальных предпринимателей в крае резко пошло на спад, свидетельствуют данные налоговой службы. В прошлом году показатели регистрации ИП имели положительную динамику. На 1 января 2012 г. в крае работали 84,5 тыс. предпринимателей, а уже осенью их число превысило 86 тыс.
Однако к концу прошлого года далеко не бурный рост сменился более резким падением: количество индивидуальных предпринимателей стало уменьшаться. За декабрь закрылось сразу свыше 1,3 тыс. ИП, в январе 2013 г. — еще 1,5 тыс.
То есть в среднем ежедневно прекращали свою деятельность по 40–50 малых и средних предприятий.
В основном закрывались ИП в городах края — Красноярске, Ачинске, Минусинске и прочих. В итоге количество ИП в крае стало еще меньше, чем в начале минувшего года: чуть более 83,4 тыс.
Сокращение числа индивидуальных предпринимателей — это ответ на решение властей об увеличении суммы страховых взносов
с 1 января 2013 г., говорят эксперты.
Если раньше бизнесмен должен был отдавать в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования ежегодно 17 тыс. руб., то теперь обязательный платеж вне зависимости от наличия прибыли или убытков, величины оборота и вида деятельности подрос до 35 тыс. В результате многие предприниматели решили сбросить с себя лишнее финансовое бремя.
«Двукратное повышение фиксированных платежей в ПФР для индивидуальных предпринимателей привело к увеличению числа желающих прекратить свою официальную деятельность — это факт, который подтверждается статистикой ФНС, — комментирует налоговый консультант Светлана Пентегова. — Первым делом закрылись ИП, которые предприниматели использовали, так сказать, про запас — для разовых или нерегулярных сделок».
Повышение взносов особенно ударило по индивидуальным предпринимателям в регионах, у которых доходы не столь высоки.
По оценкам «Опоры России», за декабрь 2012 г. и январь 2013 г. в стране стало на 208 тыс. ИП меньше, и бюджет из-за этого потерял уже 3,5 млрд руб.
«У меня есть точное понимание: для тех 208 тысяч, которые сейчас снимаются с учета, предыдущий размер страховых взносов был приемлем», — заявил президент «Опоры России» Александр Бречалов.
Эксперты подчеркивают, что, естественно, с закрытием ИП сам по себе бизнес не прекратился: просто теперь у коммерсантов стало меньше обязательств по платежам в бюджет. При этом по цепочке возникает, а точнее,
еще более усугубляется другая проблема — ведение деятельности «втемную»,
считает директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей края Александр Лыткин.
«Все равно человек хочет как-то жить и существовать, и поэтому он продолжает работать: перерегистрируется в ООО, придумывает всевозможные схемы — за счет этого возрастает неформальная, теневая экономика, — отмечает Лыткин. — Она и так налагает свой отпечаток на нашу предпринимательскую среду, а с введением более высоких ставок страховых взносов ситуация только усугубляется».
Для бизнесменов, закрывших ИП, есть несколько вариантов продолжения официальной коммерческой деятельности.
В числе возможных — перевод работы на ООО, где обязанность по уплате платежей во внебюджетные фонды возникает только с начислением заработной платы. От нее-то многие руководители и отказываются. В таком случае действует схема, когда директор является единственным официально трудоустроенным сотрудником и одновременно как учредитель получает дивиденды, которые страховыми взносами не облагаются.
Кроме того, некоторые коммерсанты, к примеру, пошли на оптимизацию издержек и объединили несколько ранее существовавших ИП в одно. Оттого и их общее количество начало сокращаться.
«На мой взгляд, ситуация с сокращением числа предпринимателей достаточно закономерна, и законодатель, внося столь существенные поправки в величину страховых взносов, должен был предусмотреть хотя бы дифференциацию платежей исходя из годовых доходов бизнесменов», — полагает Пентегова.
В Союзе промышленников и предпринимателей края повышение страховых взносов считают ошибкой и говорят о том, что введение новых сумм взносов, по сути, ставит под вопрос результативность принятого ранее закона о патентной системе.
Она предполагала, что индивидуальные предприниматели, имеющие в штате не более 15 работников, могут за фиксированную сумму приобрести патент на свой вид деятельности и затем лишь вовремя отчитываться перед налоговой (см. подр. «Малым предприятиям Красноярского края выдали патент»).
Закон принимали в надежде, что он упростит жизнь малым предприятиям, снизит для них налоговую нагрузку и даст стимул для вывода бизнеса из тени.
«А теперь из-за увеличения ставки страховых взносов, то есть фактически роста налоговой нагрузки на бизнес и индивидуальных предпринимателей, получается, что планируемого эффекта от закона мы не достигли», — подытожил Лыткин.
Общественная организация «Опора России» уже объявила о намерении собрать 100 тыс. подписей индивидуальных предпринимателей за пересмотр величины страховых взносов.
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru