Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Купи автомат и спи спокойно? Нет, нужен арсенал

Купи автомат и спи спокойно? Нет, нужен арсенал

В преддверии выставки VendExpo-Russia 2013 организатор, компания EMTG, подготовила обзорный аналитический материал о состоянии вендингового бизнеса в России.

 

Статус-кво

Вендинговый бизнес находится в шорт листе наиболее перспективных направлений для развития малого и среднего предпринимательства в России. На сегодняшний день, по данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ), в РФ установлено порядка 55-65 тыс. торговых автоматов (точной цифры нет, максимальные оценки доходят до 80 тыс. единиц), принёсших в 2010 году выручку в 270 млн долларов (более свежей цифры найти не удалось). Цифры эти, безусловно, аутсайдерские для большой страны.

От столь низкой базы многие отраслевые эксперты прогнозируют быстрый рост общефедеральной торговли через автоматы – к 2020 году до 2 млрд долларов. В самом деле, уж кому-кому, а нам есть куда развиваться. По данным гендиректора «Фирмы ВАЛЕО» Валерия Ракитского, в наиболее автоматизированной Японии, один торговый аппарат приходится на 23 жителя, в США – на 35, в странах Западной Европы – на 110 человек. А в России? Один автомат примерно на 2500 человек! Собственно, даже статистики Росстата или Минэкономразвития нет.

Если в Европе идет поглощение одних операторов другими, у нас слияния и поглощения пока не наблюдаются. В сравнении с европейскими гигантами даже крупные игроки на российском рынке покажутся карликами. Среди лидирующих у нас компаний отметим «Ювенко» (12% рынка по количеству автоматов), «Премакса» с сетью «Ассорти» (10%), «СИБА-Вендинг» (8%), «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия», «Нестле Россия», «ПепсиКо Холдингс». Доли рынка определены примерно, что называется на глазок, точной статистики нет.

Между тем в мире появились примеры, когда внутри глобальных сетей франчайзинг смыкается с вендингом. Так, типично франчайзинговая сеть кофеен Starbucks полтора года назад в США и Канаде стала устанавливать брендированные кофейные автоматы Starbucks. Теперь компания намерена развивать сеть автоматов по продаже горячих напитков в Британии. Они устанавливаются в «стратегических» местах, таких как авиакомпании, аэропорты, вокзалы и автостанции, и никак не нарушают интересы традиционных кофеен, где можно посибаритничать без спешки.

На сегодняшний момент в отличие от Европы или Японии большая часть игроков отечественного рынка являются одновременно и операторами, и импортёрами оборудования и ингредиентов. Как отмечает председатель правления НААТ, гендиректор вендинговой компании «Ассорти» Виктор Васильев, несмотря на присутствие довольно больших операторов, на рынке достаточно большую долю занимают мелкие компании. Им особенно нелегко, поскольку они не могут конкурировать с мейджорами по числу и по ассортименту торговых автоматов, возможностям финансового манёвра. Для прибыльного вендинга мало купить несколько автоматов, нужен целый арсенал, размещённый в «правильных» местах.

 

Слагаемые и вычитаемые доходности

Существенным минусом отечественной автоматизированной торговли является отсутствие прямого закона с простеньким названием «О вендинге», что нередко порождает неопределенность в отношениях между хозяйствующими субъектами. Но при всём несовершенстве законодательного регулирования вендинговой сферы, и странному желанию, периодически возникающему у налоговиков, забрать больше чем заработал владелец, самый больной вопрос состоит в другом: как установить своих «роботов» в действительно доходных местах. Их число в России искусственно ограничено.

Во многих развитых странах работодатель по закону обязан обеспечить персоналу условия для приема пищи, порой – в зависимости от специфики работы – круглосуточного. Самое простое для таких работодателей воспользоваться услугами вендинговых операторов. Как утверждает Валерий Ракитский, в целом ряде стран автоматы на рабочих местах занимают до 80% от их общего числа.

В России же автоматы на работе пока редки. Для наших операторов хлебные места там, где очереди: на вокзалах, в аэропортах и налоговых инспекциях, в успешных супермаркетах, в вузах (там, правда, высок и уровень вандализма). Исключительно привлекательны и детские спортивные центры, особенно с секциями хоккея и фигурного катания – напитки, снэки и сладости просто разлетаются. Там автомат стоимостью 150 тыс. руб. может приносить до 50 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно. «Удачливый» кофейный автомат, по словам гендиректора «СИБА-Вендинг» Андрея Загороднева, может давать в день 6-10 тыс. руб. выручки, снэковый даже больше, при себестоимости проданного продукта примерно 24-30% от этих сумм.

Но на беду вендинговых операторов администрации транспортных узлов или вузов зачастую встречают автоматы в штыки, поскольку у них сложившаяся «система взаимоотношений» с владельцами уже действующих кафе, киосков и столовых. Кто же тогда будет стоять в очереди за сомнительным кофе по цене хорошего, если рядом автомат да ещё с разными видами этого напитка?!

Одной из преград на пути вендинга до недавнего времени был принятый в 2003 году Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Он обязывал иметь в автоматах кассовое оборудование. КТТ и особенно его обслуживание, требующее специалиста с лицензией, оборачивалось заметными расходами. К тому же далеко не все автоматы конструктивно рассчитаны на КТТ.

Юристы НААТ выиграли множество исков с налоговиками, и летом 2011 года в Налоговый кодекс были внесены поправки, упростившие налогообложение торговых автоматов. На настоящий момент требование иметь КТТ в вендинговых машинах исчезло из практики. Но эксперты не исключают его возвращения, к тому же есть опасения дальнейшей фискализации отрасли. Есть проблемы в обеспечении прав потребителей при продажах через торговые автоматы: некоторые положения Закона «О защите прав потребителей» к ней не всегда применимы.

Очередное разрушительное шараханье чиновничьей мысли имело место не так давно, а именно в январе 2013 года, когда размеры страховых взносов для индивидуальных предпринимателей были повышены сразу в два раза. В результате за январь и февраль почти десятая часть зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (208 тыс. человек) прекратила свою деятельность официально. 20 февраля ОПОРА России (организация малого и среднего предпринимательства) была даже вынуждена начать сбор подписей за пересмотр страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Так что есть надежда, что неустойчивая в своих решениях власть, как и с кассовыми аппаратами, будет вынуждена отыграть назад.

Тенденции

После того как в кризисном 2008 году российский вендинговый рынок основательно просел, пошел уверенный динамичный рост. Например, как рассказывает управляющий компании Vendex Сергей Дмитриев, продажи его компании растут по 20% в год. Такая тенденция характерна для многих компаний, добавил он, и она сохранится, если государство не предпримет каких-то резких шагов – вроде возвращения кассовых аппаратов или усиления налогового прессинга в случае, например, резкого падения барреля.

По мнению гендиректора ООО «Вендито» Ильи Черноока, рынок вендинга – один из самых динамичных в среднесрочной перспективе. Производители в поисках новых каналов сбыта всё чаще обращают внимание на дополнительные возможности продаж своей продукции через вендинговые терминалы. Учитывая традиционную для России сложность доступа к полкам супермаркетов, производители всерьез задумываются о развитии собственного «автоматторга» или работе через уже действующих операторов.

С этим согласен и член правления НААТ, гендиректор крупной вендинговой компании «Комм Пасс» Егор Спиваковский. Исходя из своей практики, он считает, что в РФ идёт становление культуры потребления через автоматы, растут продажи на единицу оборудования. По оценке Егора Спиваковского, общий максимальный потенциал российского рынка составляет 1 млн единиц, а в ближайшие годы число установленных автоматов вырастет с нынешних 60-70 тыс. до 150 тыс. Основной количественный рост дадут автоматы с горячими и прохладительными напитками и снэковые, но ассортиментный ряд торговых роботов значительно расширится.

По словам Екатерины Сойак, генерального директора EMTG (компании-организатора ключевой для российского вендинга выставки VendExpo-Russia), несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться игрокам рынка, на протяжении последних 7-и лет наблюдается ряд позитивных тенденций. С одной стороны, можно говорить об устойчивом, а в последнее время – возрастающем, интересе иностранных производителей оборудования, комплектующих и ингредиентов к российскому рынку. «Не было ни одного года, - подчеркивает Екатерина, - чтобы мы не представили «новичков» рынка в рамках VendExpo-Russia. С другой стороны, наблюдается увеличение числа производителей и разработчиков вендингового оборудования среди российских предпринимателей, которые предлагают интересные и нестандартные решения и ноу-хау для автоматизированной торговли.

Некоторые принципы здорового вендинга

Вендинг, как говорится, раз на раз не приходится. Как устроена вендинговая удача, каковы составляющие успешной политики сети торговых автоматов?

К ним, к автоматам, следует относиться, как к своего рода микромагазинам: они хороши и доходны, когда включены в сеть (в прямом и переносном смыслах), когда потребитель знает их логотип, ассортимент и цены, качество предложения. У опытных практиков есть твердое правило: не менее 10 вендинговых машин в арсенале и весьма желательно одной марки. Существуют, конечно, сети, где в разное время приобреталось разное оборудование. Но обслуживать автоматы одного производителя гораздо проще и дешевле: запасные части и блоки не придётся покупать в разных местах, их можно держать про запас. Легче создать общую систему мониторинга и учёта, объединить все автоматы GSM-модулем.

Лет семь-восемь назад, когда отрасль только «вырисовывалась», довольно распространенной схемой был ввоз бывших в употреблении автоматов из стран, где они заменялись на новые. Однако, как рассказывает директор компании «Сиба-Вендинг» Андрей Загороднев от этой схемы довольно быстро отказались – ведь их простой из-за поломок означает фактически форсмажорное закрытие микромагазина. Да и провоз через таможню получается невыгодным. Но определенный спрос на б/у есть. Некоторые владельцы, по словам г-на Загороднева, ищут такие оказии, покупая аппарат в 1,5-2 раза дешевле, но начинающим, плохо разбирающимся в технике владельцам, связываться с ними вообще не стоит.

Количество сотрудников вендинговой компании зависит от того, как широко раскинулась сеть и сколько в ней типов торговых автоматов. В крупных вендинговых омпаниях свой штат менеджеров и логистов, но главные действующие лица – техники и операторы, обычно нанимаемые для работы на своих автомобилях. Хороший оператор в день заряжает в среднем 25 торговых автоматов. В совсем небольшой сети это обычно семейный бизнес, возможно с наймом одного-двух работников – собственно, таких фирм большинство. Оператор в них, как правило, является и техником.

Стратегия большой сети совсем иная, чем у владельца дюжины торговых роботов. Сеть финансово может позволить себе ставить автоматы и в низкорентабельных точках ради повышения узнаваемости своей линейки и демонстрации «фирменного» качества – в конечном итоге ради экспансии на рынке. Да, один аппарат, бережно пестуемый малым предпринимателем, для которого он представляет, скажем, 1\10 сети, может давать отдачу, как два от крупной сети. Но у мейджора таких аппаратов сотни, поэтому и масса прибыли, и перспектива у него выглядят совсем по-другому. Более того, сети могут выживать малых операторов с рынка предложением арендодателю более высокой платы. Брендированная сеть покроет переплату из других «мест под солнцем», имея доступ в крупные структуры.

New business opportunities

У вендинга в России часто появляются новые поля деятельности благодаря принятию многочисленных государственных программ, требующих тех или иных сервисов. Так, например, нишевый «проект» для вендинга возник сам собой. Речь о массовом законном и незаконном (до истечения сроков разрешительных документов) закрытии торговых киосков и павильонов на улицах Москвы. За последние два года закрыто более 2 тыс. таких точек, процесс продолжается. Специальной городской программой вместо них до 2015 года намечено разместить на улицах города и в муниципальных учреждениях до 90 тыс. автоматов. Среди других российских городов вендинговыми планами выделяется Санкт-Петербург. Там власти реализуют проект специальных «автоматов-остановок».

А ещё есть Универсиада 2013 в Казани (11 июльских дней) и в более отдалённой перспективе грандиозный Чемпионат мира по футболу 2018 (11 городов, включая Москву и Санкт-Петербург, с гигантскими спортивными аренами). Хотя это и разовые мероприятия, но многодневные и рассчитаны на массовое скопление публики.

Недавнее вступление в ВТО будет, безусловно, способствовать приходу на формирующийся рынок крупных мировых игроков автоматной торговли. Они потеснят отечественные компании, стимулируя процессы слияния и поглощения. То есть, в конечном итоге вендинговый бизнес укрупнится и, соответственно, начнёт привлекать внимание серьёзных финансовых учреждений. Правда, переход на новые правила игры растянут во времени, так, чтобы дать время российским компаниям на адаптацию.

Можно ожидать заметного снижения пошлин на ингредиенты и оборудование, ведь вендинг почти целиком «питается» импортом. Если раньше поставщики искали возможность ввоза вендинговой техники с помощью серых схем, то при низких пошлинах, такие схемы отомрут.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости