Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

"Газпром" готов формировать рынок газомоторного топлива

"Газпром" готов формировать рынок газомоторного топлива

Заместитель председателя правления "Газпрома" на встрече с ведущими региональными СМИ рассказал о газификации российских регионов и переходе на газомоторное топливо. Приводим его выступление с небольшим сокращением.

Валерий Голубев,
заместитель председателя правления "Газпрома":

Каждый регион, как и Россия в целом, ставит перед собой задачу полного и надежного обеспечения развивающейся экономики природным газом. В структуре баланса энергетической системы страны газ занимает основное место, и в ближайшее время это соотношение не изменится. Руководство "Газпрома" ставит перед собой задачу ускоренной газификации регионов. За последние годы мы эффективно реализуем соответствующую программу, ее масштабы с каждым годом нарастают. Скажу для примера, что если в прошлом году на газификацию регионов у нас было выделено около 23 млрд. рублей, то в этом году запланировали уже 33 млрд. Это наши инвестиции в строительство межпоселковых сетей. Еще примерно такой же объем средств обязаны инвестировать региональные и муниципальные власти.

Однако все наши усилия пока не дают картины завершенности процесса. Уровень газификации в России в целом составляет 63%. Конечно, оптимальным был бы показатель в 80-85%. До стопроцентного мы не доберемся, потому что есть на карте удаленные и экономически неэффективные точки, куда газопровод тянуть дорого и бессмысленно. В настоящее время мы работаем в 72 регионах. В каждом из них подготовлен комплект документов, которые обеспечивают взаимную ответственность "Газпрома" и региональной власти за процесс газификации. Это графики синхронизации, согласно которым мы должны не только построить магистральные газопроводы и, соответственно, запланировать ресурсы на поставки газа в тот или иной регион, но и подготовить межпоселковые сети. Выполнение план-графика синхронизации — это очень ответственное дело, требующее активного участия всех участников процесса. Сегодня загрузка газораспределительных сетей в среднем по России составляет 20%. Это означает, что построены тысячи километров сетей, но полностью они не загружены. С одной стороны, это не может нас удовлетворять, но с другой, - это не использованные возможности регионов по подключении новых потребителей.

Конечно, есть крупные города, где у нас пока имеется только магистральный газопровод, что создает дополнительное напряжение с газообеспечением региона. Там активно развиваются новые производственные площадки, реализуются большие инвестпроекты. И мы в некоторой степени отстаем от развития экономики региона с точки зрения темпов подачи газа. Уверяю вас, что каждая такая площадка находится в нашем поле зрения, для каждого региона разработана генеральная схема развития газовой отрасли. Она базируется на региональном балансе потребления газа, а значит, является основанием для реализации наших инвестиционных программ. То есть, мы сегодня понимаем в какие сроки и по каким направлениям должны оптимальным образом строить свои магистральные сети, чтобы газ в сжатые сроки дошел до всех потребителей.

Конечно, спланировать всю эту работу не так сложно. Гораздо больше проблем с финансовым обеспечением нашей инвестиционной программы. В целом она у нас очень емкая, например в прошлом году превысила 1 трлн. рублей. Наши инвестиции на газификацию регионов выглядят несколько скромнее. Однако на размеры влияет множество факторов, в том числе повышение налогового давления. Например, недавно нам была отменена льгота по налогу на имущество (на магистральные газопроводы), что потребует от "Газпрома" в ближайшие три года выплатить дополнительно в бюджеты регионов порядка 260 млрд. рублей. Это достаточное серьезное обременение. Рост тарифов не такой быстрый, он не покроет выпадающую часть доходов.

Еще одна важная тема — использование природного газа в виде газомоторного топлива. Плюсы этой технологии очевидны — экономическая и экологическая эффективность. Даже новые марки бензина (типа Евро-5) по экологическим параметрам хуже, чем природный газ, который всегда будет дешевле в России, чем нефтепродукты.

Однако поднять рынок газомоторного топлива в масштабах страны — очень тяжелая задача, которая одному "Газпрому" не под силу. По идее, мы должны построить огромную сеть газонаполнительных и газокомпрессорных станций - это десятки тысяч заправок. Одновременно мы должны иметь огромный парк машин, работающих на газе. Поэтому мы хотели бы, чтобы на уровне регионов, на уровне крупнейших предприятий страны велась параллельная работа по переводу автотранспорта на газ. Это может быть интересно и выгодно для автоперевозчиков на дальних маршрутах, для крупных предприятий сельского хозяйства, муниципального автотранспорта и т.д.

Что касается населения, то здесь уже дело вкуса. Например, в Армении, а она не имеет собственных нефтяных ресурсов, предприниматели прекрасно понимают, что газ значительно дешевле, чем ГСМ. Там около 70% автотранспорта работает на газе. При этом для развития отрасли не было каких-то особенных государственных программ. Предприниматели сами поняли, что для них более выгодно. "Газпром" готов активно работать на формирование рынка газомоторного топлива в регионах России.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости