Законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» представлен ко второму чтению
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал Государственной Думе принять во втором чтении, которое состоится 19 марта, проект федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский сообщил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению состоялось несколько десятков открытых заседаний рабочей группы с участием депутатов, представителей ведомств, заинтересованных общественных организаций, прессы, на которых были рассмотрены около тысячи поправок, поступивших в Комитет.
В законопроект внесены существенные изменения. Особое внимание было уделено антикоррупционным нормам и поддержке отечественных производителей при поставках товаров и услуг для госнужд. К примеру, предложена поправка, предусматривающая полномочие Правительства устанавливать ограничения допуска товаров и услуг, происходящих из иностранных государств. Сейчас данная норма действует только при осуществлении закупок в целях обеспечения обороны и безопасности.
«Государственный заказ – мощнейший механизм стимулирования экономики, её модернизации и инновационного развития. И мы должны прямо в законе о госзакупках оговорить это. Ведь бюджетные средства – это деньги российских налогоплательщиков. Они вправе рассчитывать, что их налоги помогают развитию отечественной экономики, стимулируют рост зарплат и появление современных рабочих мест», – заявил председатель Комитета Игорь Руденский.
Кроме того, законопроект дополнен положением, согласно которому заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета инновационной и высокотехнологичной продукции. Это означает, что закупаться должны товары и услуги, обладающие улучшенными характеристиками и соответствующие современным стандартам.
«Таким образом, мы стимулируем НИОКР и производство в России современной продукции, повышение технологического уровня производства и внедрение новых технологий», - пояснил депутат.
Также в законопроекте конкретизируются положения по обеспечению максимальной прозрачности процессов закупки и усилению общественного контроля за закупками, повышению его эффективности за счет возможности проконтролировать закупки ещё на этапе планирования. В Единой информационной системе помимо информации о размещении заказов должны будут размещаться планы закупок, отчёты о проведённых закупках, результаты контроля, аудита и надзора.
По словам депутата, это даст «возможность проследить достижение конечных результатов и оценить их соответствие тем целям и задачам, которые заказчик изначально запланировал в планах-графиках».
Также Игорь Руденский особо отметил новеллу законопроекта, устанавливающую преимущества субъектам малого предпринимательства.
«Заказчики будут обязаны осуществлять закупки у предприятий малого бизнеса в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, а начальная (максимальная) цена контракта при этом не может превышать 20 миллионов рублей», пояснил депутат.
«Устанавливая такого рода преференции для предпринимателей, мы делаем еще один шаг к формированию более благоприятных условий для развития малого бизнеса в России».
Игорь Руденский также считает, что «государство само должно показать пример внедрения современных рыночных конкурентных принципов, максимально быстро запустив новую контрактную систему».
«В настоящее время через госзакупки наше государство направляет в экономику более 7 триллионов рублей ежегодно, а с учетом закупок государственных компаний – более 10 триллионов рублей, что сопоставимо с расходной частью федерального бюджета», - заявил депутат. По его мнению, это свидетельствует о серьезнейшем значении будущего закона о контрактной системе для всей национальной экономики.
После принятия законопроекта работа по совершенствованию системы госзакупок не заканчивается, т.к. со дня вступления его в силу должны вступить в силу и более 50 нормативных правовых актов, которые необходимо разработать во исполнение закона.