Александр Терновой объяснил, почему его профессия — организатор команд
Александр Терновой начал с темы взаимоотношений предпринимателя и государства. Отставной подполковник спецназа говорил сурово, по-военному. Жестко пройдясь по чиновникам и "Единой России", спикер заявил, что его партия — это Алтайский край, за который он готов "горло перегрызть любому". Сложилось впечатление, что зал сначала немного опешил и побаивался задавать вопросы.
Тон Тернового стал теплым, когда он заговорил про свой бизнес, сельское хозяйство и семью. И вопросы посыпались. Некоторые брали на карандаш фразы бизнесмена. А одна из участниц встречи сказала мне, что обязательно выложит цитаты Тернового на личной страничке в Интернете.
"Ваше дело" публикует некоторые фрагменты выступления Александра Тернового.
О государстве и бизнесе
— Требовать с государства предприниматель обязан. Почему? Потому что содержит государство именно он — налогоплательщик. Эта позиция не выстрадана, она больше была построена на разумном поле. Есть же русская поговорка: "Это где было видано, чтобы слуга жил богаче хозяина?" В соответствии с Конституцией хозяин государства — это народ. И мы, предприниматели в первую очередь, если не требуем от чиновников отчета за те деньги, которые мы с вами им дали, тогда подписываем приговор об уничтожении самих себя.
У нас в России, к сожалению, сложились берег чиновников и берег предпринимателей. И река нас разделяет. За границей все наоборот. Там существует река, которая является и предпринимателем, и властью. А берега — это то, что они строят совместно. Они их совместно укрепляют, создают набережные. А течение в зависимости от его скорости — это путь развития страны.
Мы с вами ежедневно взаимодействуем с государством, платя налоги и требуя от него качественных дорог, качественных услуг ЖКХ, качественной подготовки документов и т. д. Дорога должна быть с двухсторонним движением. Да, у вас есть норма ответственности. Но у вас есть и норма права. Если от вас что-то требуют незаконно, не стесняйтесь объяснить, почему это незаконно. Если нужно — идите в суд. Сегодня у чиновничьего аппарата сложилось представление, что люди забиты, они холопы. И нас пытаются воспитать холопами. А когда мы поднимаем голову, у них чувство страха выше, чем желание нас поддушить...
Мы говорим о негативных госслужащих. Но ведь очень много в государстве людей, которыми мы сегодня гордимся как граждане. Есть и ученые, и политики, которые точно так же, как мы, разделяют понятие "Честь. Доблесть. Результат". Поэтому в каждой сфере мы обязаны контактировать с государством...
О "ЕР" и своей партии
— Единороссы — это в извращенном плане воссозданная партия КПСС Советского Союза. Но там хотя бы была определенная честь до определенного уровня. Нельзя было ездить второму секретарю на машине цветом первого секретаря. А сегодня второй человек может ездить на машине круче, чем у первого человека. То есть иерархия нарушена. А если у них внутри себя все нарушено… Кстати, ко многим людям, состоящим в "Единой России", я отношусь с уважением. Но всегда им говорю: "На вас черная метка". Потому что они вынуждены подчиняться идеологии партии. Именно поэтому я ни в одной из партий не состою. У меня своя партия — Алтайский край. Горло перегрызу любому за край.
О заводе "ЗСВ"
— Мы начинали с того, что в свое время пришли на прекрасный завод "ЗСВ". Он в тот момент полтора года стоял намертво. Зашла наша команда, и он через полгода вышел на уровень работы советского времени. Сначала там числилось 1 250 человек, когда мы уходили, было 2 980 человек работающих. Предприятие формировало 2% бюджета Алтайского края. Но Байкалов Семен Петрович, который был в период правления Сурикова, приложил максимум усилий, и администрация края сумела выкупить 56,7%. То есть через три года работы этого завода нас попросили уйти, сказав, что ежемесячная рентабельность 60% — это маловато. Через несколько месяцев завод остановился.
О бизнесе и командности
— В 1998 году, когда многие считали, что сельское хозяйство — это "черная дыра", мы решили доказать, что это сверхрентабельный бизнес. И на протяжении 14 лет мы это умело доказываем.
Сегодня в холдинге с нами работают 1 700 человек. У нас построена цепочка: сырьевой рынок — преобразующий рынок — рынок конечного продукта. Торговлей мы сильно не стали заниматься, потому что готовы были сотрудничать с органами власти не с позиции подлости и лизоблюдства, а с позиции двустороннего движения. К сожалению, у нас не получилось. Я рад за ребят, которые смогли создать ритейл и научились так грамотно работать. Наверное, нам не хватило знаний и умений.
Тем не менее мы сегодня имеем в своем составе 27,5 тыс. га пашни, три растениеводческих хозяйства, "Повалихинский комбинат зернопереработки" в составе двух крупозаводов, двух мельничных комплексов и комбикормового завода. Плюс маслопредприятие. Оно не такое мощное, как "Агросибраздолье", но эффективность производства и качество масла значительно выше.
У нас в составе холдинга работает хлебозавод. Я часто читаю, когда умные люди пишут, что хлеб плохой, кондитерка плохая… Что все плохо. Почему тогда суточный объем у нас вырос с 7 до 45 тонн? И где те хлебозаводы, которые должны были быть построены предприятием "САХО", сегодняшним банкротом? Шесть хлебозаводов было на территории Барнаула. Почему остались только два? Я с уважением отношусь к собственникам и топ-менеджерам шестого хлебозавода, но объемы шестого и нашего сравнялись — по 45 тыс. тонн в сутки.
"Новоеловская птицефабрика" перешла к нам в 2004 году. Тогда Александр Суриков сказал: "Я ошибся, что убрал тебя с директоров "ЗСВ". Докажи, что я вдвойне не прав, подними эту птицефабрику". Извинился и тут же нагрузил. Я с уважением отношусь к Сурикову, потому что он много сделал для края.
Сегодня мы производим 550 тонн продукции в месяц. Холдинг в 2012 году заплатил налогов 210 млн. рублей. В Алтайском крае не многие могут похвастать такими налоговыми отчислениями. Вот, в принципе, коротко о том, что такое агропромышленная группа "Алтайские закрома".
В основу нашей работы положена командная работа. И когда в Москве ребята спросили меня: "Кто же ты по профессии?" — я, подумав, ответил: "Все же я — организатор команд". Я умею создавать команды так, как меня учили в 14 лет, когда я поступил в Уссурийское суворовское училище. Когда мне четко вкладывали в голову: "Побеждают не числом, а умением". А чтобы победить умением, ты должен знать, что каждый, кто стоит с тобой в строю, во время атаки не отступит. Мы по этой логике, тактике и стратегии живем.
В сельском хозяйстве есть поговорка: "Всегда будешь сыт, но горбат". Теперь у нас задача другая — обеспечить себя сырьем на 120%. Сегодня мы себя обеспечиваем только на 62–63%. Поэтому вектор развития — это растениеводство. Но не экстенсивное, а интенсивное. С каждого гектара мы должны получать минимум 50 центнеров.
О партнерстве
— Наш холдинг — это 1 700 партнеров. К нам приходят работать не на Терновых, а работать с нами. Если человек приходит с позицией "на работу", мы говорим: "Извините, вам не с нами". Наша задача — предложить средства производства. Человек прикладывает к ним свои трудовые ресурсы и становится участником в прибыли. Чем больше доход предприятия, тем выше заработная плата человека. То есть он не продает нам себя, он продает продукт, произведенный вместе с нами. Это прямое отличие идеологии Тейлора, где из раба надо выжать все соки и платить ему мизерную заработную плату, от идеологи "Алтайских закромов". У нас сегодня средняя заработная плата топ-менеджеров привязана к средней зарплате рядовых работников предприятий. Топ-менеджер не может получить сумму, больше чем в пять раз превышающую среднюю зарплату по предприятию. Это касается и меня.
Какие вопросы задавали спикеру
- "В каких случаях нужно взаимодействовать с государством?"
- "За счет чего вы собираетесь стать самым эффективным?"
- "Что проще: построить новое или поднять старое?"
- "Вы можете рассказать лично о себе всю правду?"
- "В чем основные проблемы вашего холдинга?"
- "Можете ли вы назвать себя публичным человеком?"
- "Как относитесь к капитализму?"
- "На кого из предпринимателей мирового уровня вы можете равняться?"
- "Что вас вдохновляет в жизни?"
- "У вашего холдинга есть экспортные сделки?"
Мнения участников встречи
Анатолий Захаров,
директор по корпоративному бизнесу Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":
Нашей компании всегда приятно принимать участие в мероприятиях такого формата. Молодые предприниматели являются одной из основных целевых аудиторий "Билайн" Бизнес", работать с ними важно и интересно.
Если говорить о личных впечатлениях, то ввиду давних партнерских отношений "Билайн" Бизнес" с агрохолдингом "Алтайские закрома" я знаком с Александром Ивановичем не первый год. Поэтому особенно приятно, что мое первое посещение этого цикла мероприятий было именно с его участием. Он очень интересный собеседник, человек с устоявшимся собственным взглядом на происходящее. Мне импонирует его отношение к бизнесу и к людям. Он говорит про честь, доблесть и результат. На мой взгляд, это правильно и честно. Вообще, думаю, что общение с молодыми предпринимателями было полезным для всех участников.
Александр Бедреев,
генеральный директор "Сибирской электрической компании":
То, что Александр Терновой — предприниматель, у которого есть свое мнение, — это однозначно. Если говорить о том, полезны ли такие встречи, — да. Здесь интересны несколько моментов. Самое главное — это жизненный опыт. Мало в каких книгах можно прочитать о том, что этот человек уже прожил и вынес. Это же чувствуется даже в плане энергетики Тернового. Александр Терновой во многом — рыцарь, личность, у которой надо учиться.
Дарья Романовская,
студентка АлтГУ:
Александр Терновой совершенно правильно, на мой взгляд, сказал про построение бизнеса. Мне очень интересно было послушать такого руководителя, узнать его мнение. Я записывала его фразы. Например, "Побеждает не число, а умение". То есть именно качество своего дела. Или "Требуй с государства". Для меня это тоже очень важно, так как я студентка факультета политических наук. Еще — "Честь, доблесть, результат". Это сильно понравилось. Правда, Александр Терновой — боевой человек. После него хочется идти, вставать в строй и так же продуктивно работать.