Портфель инвестиций должен быть диверсифицированным
Классическая финансовая теория утверждает, что с помощью диверсификации вложений в разные виды активов можно составить идеальный портфель, дающий максимальный доход при заданном уровне риска.
«К сожалению, реальность не так проста, а текущая ситуация на рынках вообще кардинально отличатся от того, к чему привыкли инвесторы. Из-за кредитного кризиса и активного вмешательства центральных банков финансовый сектор наводнен «дешевыми» деньгами, причем существенная часть этих денег сосредоточена в нескольких финансовых группах, — говорит Александр Воронов, директор Красноярского филиала БКС Премьер. — Из-за этого нарушились многие закономерности, прекрасно работавшие десятилетиями. Например, до рекордных значений выросла корреляция между всеми классами активов, которые содержат хоть какой-то риск (акции, сырье, валюты, корпоративные облигации)».
По словам Воронова, в результате классическая схема снижения риска за счет распределения портфеля между разными активами сейчас работает намного хуже, чем пять лет назад. Разбираться в волатильной ситуации лучше вместе с финансовым советником БКС Премьер[1].
Одним из способов защитить портфель может быть включение в него так называемых альтернативных активов,
которые исторически имеют низкую корреляцию с акциями и облигациями и при этом дают высокий доход.
В начале 2000-х вложения в альтернативные классы активов были доступны в основном крупным инвесторам, которые могли получить статус квалифицированных и вкладывать в хедж-фонды. С тех пор ситуация заметно улучшилась. Возникло достаточное количество биржевых фондов, которые можно купить в рамках стратегий доверительного управления или на брокерский счет, если инвестор предпочитает управлять портфелем самостоятельно.
Наиболее популярным «альтернативным» классом является недвижимость.
«Действительно, при долгосрочных инвестициях недвижимость может дать защиту от инфляции и доходность выше, чем вложения в облигации. Однако портфельные вложения в недвижимость лучше делать через фонды», — отмечает Александр Воронов.
По мнению экспертов, покупка квартир с целью инвестиций — наиболее популярный способ вложений в российских регионах — должен рассматриваться скорее как аналог собственного бизнеса. При всех плюсах такие вложения не защищают от локальных финансовых рисков, так как избавиться от актива, например, в случае долгосрочного снижения цены на нефть, будет очень сложно.
Вложения в ликвидные фонды недвижимости REIT’s или фонды, инвестирующие в акции строительных и девелоперских компаний, могут быть хорошей ликвидной альтернативой, особенно для небольших инвестиций.
Второй по популярности вид инвестиций — это золото и драгоценные металлы.
Вложения в золото в среднем принесли более 17% годовых за последние 10 лет, в первую очередь благодаря взрывному спросу со стороны нарождающегося среднего класса Индии и Китая, а также из-за бегства из банковских депозитов в период кредитного кризиса[2]. Учитывая трехкратный рост денежной массы за последние 10 лет, золото может остаться защитой в случае ускорения инфляции на глобальных рынках.
«Главная проблема золота — в отсутствии объективной оценки его справедливой стоимости. В отличие от других видов сырья, доля финансовых инвестиций в золото сопоставима с долей реального спроса (ювелирные изделия, электроника). Поэтому рынок золота может быть подвержен надуванию искусственных пузырей. В последнее время динамика золота сильно коррелирует с акциями, поэтому держать значительную часть активов в нем становится рискованно», — предупреждает Воронов.
Из-за большой неопределенности на финансовых рынках особой популярностью начинают пользоваться вложения в предметы искусства, вино, антиквариат.
При горизонте инвестирования в 10 лет инвестиции в предметы искусства могут принести в среднем 8–10% годовых.
«Однако финансовая сторона таких вложений, как правило, вторична. Вложения в фонды предметов искусства является скорее входным билетом в некий клуб или приобщением к закрытому сообществу… Но нужно помнить, что предметы искусства, как и любой неликвидный и не очень прозрачный рынок, подвержен взлетам и снижениям, зависящим во многом от моды или других слабо прогнозируемых факторов. Поэтому если вы считаете такие инвестиции для себя слишком сложными, смело обращайтесь к своему финансовому советнику», — говорит Воронов.
Одним из самых новых и интересных классов активов становятся фонды микрокредитования.
Они предоставляют финансирование компаниям, выдающим микрокредиты: выкупают у них портфели или инвестируют напрямую в акции таких компаний. Благодаря комбинации рекордно низких ставок и осторожности традиционных банков микрокредитование испытывает настоящий бум в странах с низкими доходами населения от Африки до Индии и Китая. Микрокредитование — это рынок объемом в 40 млрд долларов, который растет на 30–40% в год[3].
«У этого рынка есть три преимущества для инвесторов: низкая корреляция по отношению к другим классам активов, высокая стабильность результатов и широкая географическая диверсификация, в основном на развивающихся рынках», — говорит директор Красноярского филиала.
Кроме того, по его словам, самой обсуждаемой темой последних лет являются алгоритмические фонды, которые также относятся к группе альтернативных инвестиций.
В большинстве своем эти фонды зарабатывают на краткосрочных колебаниях рынка и поэтому не зависят от рыночных трендов. Однако вложения и в алгоритмические фонды лучше делать с помощью профессионалов, которые смогут объективно оценить команду управляющих.
«Мы рекомендуем иметь не менее 20% портфеля в альтернативных классах активов, — отмечает Александр Воронов. — В первую очередь это фонды недвижимости, драгоценных металлов и фонды, имеющие низкую корреляцию с рынками. Однако надо помнить, что эти вложения остаются достаточно экзотическими, поэтому лучше воспользоваться услугами финансовых консультантов».