На заседании в Ассоциации компаний розничной торговли обсудили внесение поправок в закон о торговле
В Правительство РФ планируется внести пакет поправок в закон о торговле, которые предусматривают возможность преодоления 25-процентного барьера доминирования крупных сетей на локальных рынках. Об этом говорилось на годовом собрании Ассоциации компаний розничной торговли.
Этот пакет поправок, подготовленный Федеральной антимонопольной службой, вызывает немало споров в бизнес-среде. Опасаются, что такое лоббирование интересов сетевиков погубит в регионах малый и средний бизнес. Однако глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая на годовом собрании Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), сделал несколько важных уточнений. По его словам, Минпромторг согласовал поправки ФАС, однако либерализация нормы о 25-процентном барьере возможна в случае строительства сетями новых магазинов либо аренды и покупки тех площадей, которые в течение двух лет не используются для продажи продовольствия.
Денис Мантуров отметил, что сегодня торговля это почти 20% внутреннего валового продукта. А это десятая часть объемов налоговых поступлений в бюджет нашей страны.
По экспертным оценкам по итогам 2012 года доля сетевой торговли выросла и составляет около 30% от общего объема торговли. На самом деле по каждому из регионов динамика очень разная. Лидером в этом списке является Санкт-Петербург, где доля торговых сетей превышает 50%. Мы надеемся, что с динамичным ростом торговых сетей, мы будем уходить от продажи контрафактной продукции, которая пока еще имеет место быть.
Денис Мантуров привел несколько тезисов:
Первое. В торговле велика роль субъектов малого предпринимательства. На этот сегмент приходится почти половина оборота розничной торговли. Небольшие предприятия могут поставлять свой товар в торговые сети. А сети в свою очередь могут решать логистические задачи, которые не всякому малому бизнесу по плечу.
Второе. По итогам 2012 года наблюдается рост расходов населения на покупку товаров. По итогам за 2012 год расходы составили 57,2% всех денежных доходов.
Третье. Увеличивается спрос населения на качественные товары, отвечающие требованиям экологичности, натуральности. Высокими темпами в прошлом году росли продажи свежих продуктов - овощей, мяса, молока, незамороженных продуктов.
Четвертое. Преобладает оборот непродовольственных товаров над продовольственными. Продажи непродовольственных товаров по итогам 2012 года выросли на 8%, продажи пищевых продуктов - на 3%. Иными словами, наши граждане могут позволить тратить деньги на электронику, вещи, мебель.
Пятое. Наблюдается рост продаж товаров высокого ценового сегмента. Стали больше покупать компьютеров и фотоаппаратов, легковых автомобилей. Здесь процент роста составил от 16% до 18%.
И, наконец, последнее. Продолжается рост продаж через интернет. За последние два года количество потребителей, готовых покупать продукты питания и бытовую технику онлайн, увеличилось на 44%. К этому нужно адаптироваться и учитывать эти тенденции.
В целом обозначенные мною тенденции свидетельствуют о повышении качества жизни наших граждан. Немаловажную роль в этом оказывает эффективная и грамотно налаженная розничная торговля, доступность и широкий ассортимент продуктов высокого качества.