Вопрос о роли межбюджетных отношений в стимулировании инвестиционной деятельности в субъектах РФ рассмотрели на заседании Правительства
Правительство РФ готовит комплекс мер по стимулированию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к привлечению инвестиций в регионы. Об этом в рамках заседания Правительства рассказал министр финансов Антон Силуянов.
При рассмотрении вопроса о роли межбюджетных отношений в стимулировании инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации необходимо учитывать два направления, два инструментария. Первое – это налоговое регулирование, то есть закрепление налогов между уровнями бюджетной системы. Второе – это предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В настоящее время налоговым и бюджетным законодательством на уровне субъектов сконцентрированы доходные источники, объём поступлений которых в большей степени зависит от деятельности органов региональных властей. В первую очередь это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, а также налоги, взимаемые с плательщиков, специальные налоговые режимы.
Объём только вот этих доходных источников составляет 91% в общем объёме налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Такое распределение доходов позволяет получать дополнительные доходы в бюджеты субъектов Российской Федерации от принятия мер по активизации инвестиционной деятельности, привлечения инвесторов на территорию субъекта Российской Федерации и является основным мотивирующим инструментом для стимулирования инвестиционного климата на территории региона.
Цели усиления заинтересованности региональных властей, создания и поддержания рабочих мест, привлечения инвестиций в основные фонды содействовало решение об изменении порядка оплаты налогов консолидированной группы налогоплательщиков. Если раньше центры прибыли были сконцентрированы в Москве, в Санкт-Петербурге, то после принятия закона о консолидированной группе налогоплательщиков распределение налога на прибыль стало осуществляться более равномерно. И, соответственно, чем больше создаётся рабочих мест, тем больше создаётся основных фондов, тем больше поступает в субъекты Российской Федерации соответствующих налогов. В результате значение показателя дифференциации доходов на душу населения сократилось в период с 2007 по 2011 годы с 14,3 до 8,2 раза. Таким образом, налоговая база для заинтересованности субъектов в привлечении инвестиций создана. А это основной инструмент для стимулирования субъектов в развитии инвестиционной деятельности. Тем не менее, чаще всего при рассмотрении вопросов о межбюджетном регулировании основной акцент делается именно на межбюджетные трансферты, несмотря на то, что они составляют всего 17–18% от общей суммы доходов консолидированных бюджетов. Такое отношение понятно, поскольку межбюджетные трансферты утверждаются ежегодно законом о бюджете, они публичны. Тем не менее, высоко значение трансфертов для выравнивания экономического потенциала регионов. Это связано с объективной необходимостью выравнивать уровень бюджетного обеспечения субъектов Российской Федерации.
Помощь регионам в комплексном экономическом развитии оказывается и через другие межбюджетные трансферты. С 2011 года у нас действует система поддержки субъектов Российской Федерации, которые наращивают свой налоговый потенциал, 10 млрд рублей ежегодно предоставляется. А с 2008 года межбюджетные трансферты по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти тоже дополнительно предоставлялись в размере 1 млрд рублей.
Количество показателей в этом механизме небольшое – всего 11. Поэтому достаточно понятно для регионов, на что нацелиться, а там в первую очередь – поступление налоговых доходов, размер инвестиций, валовый региональный продукт, то есть непосредственно те показатели, которые связаны с экономическим развитием.
Существует целый ряд и других направлений адресной поддержки субъектов Российской Федерации в сферах инновационного и инвестиционного развития, такие как свободные экономические зоны, зоны территориального развития, технопарки, инновационные кластеры, наукограды и так далее. Общий объём средств за счёт других механизмов оценивается в 235 млрд рублей.
Кроме того, нельзя не упомянуть и институты развития, которые мы серьёзно наполняем ресурсами в последнее время, такие как Внешэкономбанк, Фонд прямых инвестиций, Роснано, Российская венчурная компания. Указанные институты обеспечивают финансирование инвестиционных проектов в регионах в значительном объёме, и важно, чтобы за финансированием из этих институтов шли и деньги частных инвесторов, поднимали инвестиционную активность в каждом субъекте Российской Федерации. Собственно, на это и направлена деятельность этих институтов.
Толчок региональному развитию дают также средства, предоставленные в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. До 2015 года на реализацию мероприятий ФАИП из федерального бюджета планируется направить более 2 трлн рублей, из которых порядка 340 млрд рублей – это средства инвестиционного характера. Важно, чтобы эти средства в большей степени стимулировали экономический рост в субъектах Российской Федерации. На наш взгляд, каждый такого рода трансферт должен генерировать с собой средства частных инвесторов, с тем чтобы не только из бюджета мы развивали инфраструктуру региона, но вместе с инфраструктурой приходили в регион и частные инвестиции.
Органам власти субъектов Российской Федерации со своей стороны необходимо активизировать работу по созданию условий для привлечения инвестиций. Как уже было отмечено, необходимо шире внедрять разработанный стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. До конца текущего года предусматривается разработать и внедрить в регионе комплекс мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала.
Учитывая изложенное, предлагается одобрить подготовленный комплекс мер по стимулированию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к привлечению инвестиций в регионы.