В 2015-2016 годах планируется переход на ККТ с передачей данных в онлайн-режиме
Минфин России намерен обеспечить поэтапный переход в 2015-2016 годах к применению организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники (ККТ) с функцией передачи информации в адрес налоговых органов в электронном виде.
Законопроект, содержащий такие положения, подготовлен министерством. Его полное наименование"О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Реализация соответствующего правового механизма позволит снизить
административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, более чем на 25 млрд. рублей, а также позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.
Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме «on-line» позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.
Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи информации позволит повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Так, кассовый чек будет формироваться не только в бумажном, но и в электронном виде, который будет доступен потребителю и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен.
При этом проектом федерального закона сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде ввиду отсутствия связи, а именно: обязательное наличие в корпусе ККТ фискальной памяти, обязательное опломбирование ККТ в установленном порядке, обязательная техническая поддержка и использование моделей ККТ, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Реализация указанного механизма направлена на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в сфере торговли и услуг.
Также в целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования законопроектом предусматривается повышение ответственности за неприменение ККТ или применение ККТ, не соответствующей требованиям, установленным законодательством.
Штраф планируется установить в размере, кратном сумме денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ. Так, для граждан штраф составит от 3/4 до одного размера такой суммы, но не менее 1500 руб., для должностных лиц – от 3/4 до одного размера, но не менее 3000 руб., а для юридических лиц – от 3/4 до одного размера, но не менее 30 000 руб.
Минфин России подчеркивает, что действующие в настоящее время размеры административных штрафов не стимулируют к выполнению обязательности по применению ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности.