«В госпрограммах сделан акцент на госзакупках и косвенных субсидиях»
Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании генерального совета «Деловой России». На мероприятии обсуждались новые технологические направления, новые подходы к стимулированию промышленности, государственно-частного партнерства.
По словам Дениса Мантурова, по итогам прошедшего года наблюдается положительная динамика в большинстве отраслей промышленности. Рост промышленного производства составил с учетом сырьевой составляющей 2,6%, в обрабатывающих отраслях промышленности результаты чуть лучше – около 4 %. По итогам 2012 года в отдельных видах производства машин и оборудования сложилась, к сожалению, негативная динамика. В первую очередь, это энергетическое оборудование, насосы, подшипники. Спад составил около 11%, металлургическое горнодобывающее оборудование – спад еще больше, около 15%. Собственно, ключевой вклад в снижение темпов роста производства данного вида продукции - это инвестиционный спрос со стороны сырьевых секторов и энергетики. В этом нет ничего удивительного, так как экспортно-ориентированное производство сейчас имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это естественно реактивно влияет на спрос, на ту продукцию, которая производится предприятиями в обрабатывающем секторе. Напротив, сектора, где реализовывалась целенаправленно промышленная политика - автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, авиастроение, судостроение, фармацевтика - наблюдались и продолжают сохраняться стабильно высокие темпы роста. Суммарный вес этих производств пока не позволяет им формировать итоговую динамику в обрабатывающих секторах экономики.
Решающее значение для динамики промышленного производства имеют виды деятельности, не относящиеся к сырьевым отраслям и не имеющие прямой государственной поддержки. Как правило, это средние предприятия, деятельность которых сталкивается в последнее время с очевидными ограничениями развития. Без устранения этих ограничений, невозможно говорить о повышении темпов промышленного производства в кратко- и среднесрочной перспективе. Ключевой проблемой является исчерпание потенциала текущей модели финансирования экономического роста. Доля собственных средств предприятий в финансировании инвестиций в уставной капитал в 2011-2012 году постепенно увеличивалась, достигнув в январе-сентябре прошлого года 66%, что свидетельствует о том, что существуют очевидные проблемы с доступом к инвестициям. Кроме того, с учетом снижения базовых уровней рентабельности в отраслях промышленности, реальные ставки по кредитам для среднего бизнеса носят по сути закрепительный характер. Для банков кредитование реального сектора является малопривлекательным по сравнению с кредитованием населения.
Инструментом реализации промышленной политики является государственная программа развития отраслей промышленности. В прошлом году, в декабре месяце, Правительство одобрило пять государственных программ, находящихся в ведении Минпромторга. Здесь мы являемся рекордсменом по количеству принятых госпрограмм. Сначала были пассивными участниками в согласительном процессе, когда внедрялась новая методика, как целевой метод финансирования и управления.
Четыре из этих программ нацелены на развитие отдельных отраслей: авиастроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность, медицина и фармацевтика. Пятая программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности – комплексная и адресная целому ряду подведомственных отраслей и направлений. Все указанные госпрограммы рассчитаны на долгосрочную перспективу до 2020-2025 года. Эти программы включают, в том числе отраслевую стратегию, этапы реформирования и весь комплекс мер. Они предусматривают бюджетное финансирование, а также ожидаемые в каждом году результаты, позволяющие оценивать эффективность их реализации.
В совокупности данные госпрограммы детализируют промышленную политику, которую намерено проводить Правительство и Министерство в первую очередь. В них отражена наша работа, в том числе по адаптации к условиям работы предприятий с учетом вступления России в ВТО. Сделан акцент на госзакупках и косвенных субсидиях. Это то, что сегодня разрешено и вписывается в правила, с которыми мы стараемся адаптироваться к новым условиям. Главный гвоздь программы - это достаточно динамичные инструменты финансирования, в которые будут оперативно вноситься изменения по ходу их реализации.