Александр Вайс: "Уровень господдержки в себестоимости продукции стремится к нулю"
Александр Вайс,
исполнительный директор Союза КФХ Алтайского края:
Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края.На сегодняшний день самая обсуждаемая в наших кругах тема — новая система господдержки. Основная масса крестьян считает этот подход правильным. В такой форме оказывает поддержку фермерам во всем мире. В такой форме она должна быть более понятной и прозрачной. Всегда же можно подсчитать выделенные средства, поделить на гектары и все понятно. А что получилось у нас?
Рассмотрим ее с точки зрения европейских стандартов. Это особенно необходимо после нашего вступления в ВТО. Как известно, средний размер господдержки фермеров в европейских странах составляет примерно 365 евро на 1 га. Это более 14 тыс. рублей. Поделим на эту сумму предложенные нам российские 15 млрд. рублей. Получается, что такой поддержки по-настоящему, по-европейским меркам хватает всего лишь на 1 млн. га. Это почти в четыре раз меньше площади земель сельхозназначения одного Алтайского края. А в стране таких посевных площадей 75 млн. га.
Еще год назад субсидии на ГСМ и удобрения составляли в пределах 500 рублей на гектар. Теперь вместе с региональной составляющей размер погектарной поддержки в крае в среднем чуть больше 200 рублей. А если учесть, что за год в среднем цена на удобрения выросла на 20%, а на ГСМ — на 15%, то уровень господдержки в себестоимости продукции к урожаю прошлого года стремится к нулю. К тому же это незначительная сумма роздана на всю площадь и не стимулирует должным образом увеличение ни объемов производства, ни качества продукции.
В худшем положении оказались животноводы, которым пообещали дотации: на 1 литр молока высшего сорта в пределах 1 рубля, а также 40 копеек на 1 литр молока первого сорта при условии 100% выхода телят. С наиболее последовательной критикой данной системы на съезде АККОР (16 февраля в Москве. — Прим. "ВД") выступил председатель ассоциации "Союзмолоко" Андрей Даниленко. По его мнению, нет никакой экономической логики в такой градации оплаты по качеству молока. Получается, что первый сорт этого продукта чуть ли не вреден для потребителей и поэтому нежелателен для наших молокозаводов. Но его же никто не запрещает! Следовательно, дело в другом. В желании наклонить крестьянина, чтобы получить заведомо высокую дельту торговле в цене реализации молока.
Министр сельского хозяйства России Николай Федоров, выступая на съезде АККОР, когда почувствовал настроение зала, признал, что15 млрд. рублей поддержки для проведения посевных работ сумма недостаточная, и не исключил возможность получения дополнительных 10 млрд. рублей. Но это пока обещания. Вопрос в другом: Почему эти обещания изначально не стали показателями при разработке программы поддержки АПК, в том числе и погектарной? Почему вместо такого вполне ожидаемого и необходимого нам варианта произошло то, что можно рассматривать в качестве серьезного ущерба аграрной отрасли и, если смотреть глубже, национальным интересам страны?
По итогам съезда фермеров России в адрес президента страны Владимира Путина было направлено письмо и наши предложения по ключевым моментам развития АПК. Мы указываем, что программа развития сельского хозяйства страны на 2013–2020 годы требует серьезной коррекции. Правила ВТО позволяют нашему правительству установить максимальный уровень поддержки села в 2013 году в размере $ 9 млрд. Указанные же в программе показатели вдвое ниже. И, наоборот, в последующие годы, когда по условиям ВТО поддержку следует снизить, в программе цифры растут. Возникает вполне законный вопрос: кому на руку такие нестыковки? Точно не крестьянам.
Общий смысл наших посланий президенту состоит в том, что страна вступила в ВТО с недопустимо огромным грузом долгов и проблем, которые следовало устранить до официального оформления ее членства в данной организации. Это касается в первую очередь тех долгов, которые образовались у крестьян из-за недостаточной господдержки, символической компенсации убытков от засухи последних лет. Эта нагрузка лишает многих возможности конкурировать с западными производителями. Съезд предложил реструктурировать накопившуюся задолженность на 10 лет.
Также предложено ввести обязательные предельные цены на зерно, картофель, овощи, молоко, мясо, обеспечивающие уровень рентабельности производства не менее 30%, как это делают в странах Запада. Съезд предложил в 2013 году погектарную государственную поддержку довести до 2 тыс. рублей, а к 2020 году — до 4 тыс. руб./га. Это тот минимум, который необходим для реализации стратегических задач озвученных президентом в обращении к парламенту.
Фермерское самоуправление Сибири одобрили решение съезда. Но со своей стороны предлагает принять обозначенные цифры как базовые и добивается дифференцированного подхода к распределению господдержки за счет средств Федерации с учетом жестких климатических условий, удаленности от рынка сбыта и возможностей региональных бюджетов. Иначе мы не сможем конкурировать не только на внешнем рынке, но даже в Сибирском округе.