Гендиректор кондитерской фабрики "Алтай": "Дешевым может быть только украденное"
Игорь Кубанов,
совладелец и гендиректор кондитерской фабрики "Алтай":
Экономика России сейчас переживает далеко не лучшие времена. Впервые с 2009 года было зафиксировано падение промышленного производства: -0,8% в январе 2013 года и катастрофическая цифра в феврале -2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Практически встало строительство, перевозка строительных грузов сократилась на 10–12%. В этой сложной ситуации недополучают финансирование бюджеты, в том числе муниципальные.
Встречи, посвященные взаимодействию сетей и поставщиков, проходили неоднократно. Понятно, что у каждой стороны свои интересы. Если бы я был на месте торговых сетей, то моя выгода, конечно, состояла бы в том, чтобы цены были ниже, чем у конкурентов, чтобы товар не залеживался на полках. Но опыт показывает, что дешевым может быть только украденное. Можно украсть, к примеру, НДС, страховые взносы. Кондитерская фирма "Алтай" с этой точки зрения находится в невыгодных условиях.
Валовая прибыль предприятия за прошлый год составила 168 млн. рублей, уплаченных налогов 98 млн. рублей. То есть где-то 2/3 отдано в бюджет. Я об этих налогах не жалею, не важно, что мы не получили прибыль, хотя на нее рассчитывали. Понятно, что интересы производства не только в социальной сфере, но для меня 500 человек, которые работают здесь, их семьи, это чрезвычайно важно. Помимо социальной сферы важна модернизация производства. На это нужны деньги, которых нет.
Все компании обращаются в банки и знают, как ведут себя они в отношении предпринимателей — мелких, средних и побольше. Они смотрят, как у тебя идут дела, и если видят рост, то деньги дают, но все равно недешево. Могу сказать, что мы кредитуемся по ставке 11–13%. Эти ставки считаются средними на рынке. Тем не менее эти заемные средства непросто получить.
Сегодня кондитерская фирма "Алтай" — это не самое современное, но образцовое предприятие. Здесь реально внедрены стандарты качества: ISO:9000, 14000, 22000. Внедрены производственные практики GMP. Производственные мощности предприятия составляют по конфетам почти 30 тыс. тонн в год, по печенью (глазированному и сахарному) — около 6,5 тыс. тонн в год. Это показатели при организации производства семь дней в неделю три смены подряд. Но сегодня мы не загружены и на четверть.
В прошлом году мы запустили ряд новинок, возобновили производство конфет в коробках, выпустили подарочный набор. Появилась также линейка конфет — суфле и ассортимент желейных конфет. Флагман наших пралиновых конфет — это марка "Савинов". Было специально куплено оборудование для выработки мягкого грильяжа. На мой взгляд, конфета получилась очень приличная. Для торговых сетей продукция расфасовывается в более мелкую упаковку. Флагман нашего ассортимента по печенью — это глазированные сэндвичи "Отрада". Мы провели усовершенствование сахарного печенья, сделали его более зажаристым, поскольку розница порекомендовала нам это сделать.
Скажу немного о новинках 2013 года. Администрация города выступила с инициативой, что хорошо бы иметь подарочную коробку конфет "Барнаул", мы такую коробку выпустили. Около месяца она находится в производстве. Также выпускается новый вид продукции — это хрустящие палочки для перекуса со вкусом салями, курицы, бекона. Нам удалось зарегистрировать для них название "Ёёшки", хотя надо сказать, что это было непросто. Дело в том, что структуры Михаил Прохорова активно лоббировали, чтобы Роспатент не регистрировал никаких марок, название которых начинается с буквы "ё", поскольку в планах у них не только "Ё-мобиль", но и "Ё-самолет".
Мы можем выпускать продукцию под частными марками — сокращение логистических издержек позволяет нам давать конкурентную цену в разумных рамках. Недавно мы разговаривали с одним предприятием торговли, которое нуждалось в поставках печенья. Они предложили цену 40 рублей с НДС. Но ведь сегодня мука высшего сорта стоит 16,8 рубля. Я не понимаю, как можно произвести печенье за 40 рублей, заплатить людям зарплату, страховые взносы и т. д.? Я считаю, что сети должны отдавать приоритет местным производителям, оценивая то, что именно мы питаем бюджеты.