Замруководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева: "Россия вступила в ВТО еще в 1992 году"
"ВД" публикует часть этого доклада.
Татьяна Голендеева,
заместитель руководителя Федеральной таможенной службы:
Вступление России во Всемирную торговую организацию — это знаковое событие, которому, без сомнения, суждено повлиять на всю экономику страны. Отечественный бизнес прекрасно осознает это, он учится работать в новых условиях. В каждой десятой крупной российской компании уже созданы отделы торговой политики и ВТО.
Следует отметить, что в нашей стране координатором работы с ВТО является Министерство экономического развития. Другие органы власти содействуют и помогают ему. Федеральная таможенная служба России в рамках мероприятий по адаптации экономики к условиям ВТО проводила постоянный мониторинг импорточувствительных для внутренних производителей товаров, в том числе моторных транспортных средств, зерноуборочных комбайнов, мелованной бумаги, мяса, молочных продуктов, сахара-сырца и других. Пока по результатам мониторинга серьезных поводов для беспокойства, связанных с масштабным ввозом импортных товаров указанной номенклатуры, не наблюдается.
Не меньшую роль, чем государственный мониторинг, играет общественный мониторинг. Я имею в виду то, что на отечественную прессу также ложится задача наблюдать за ходом процессов в связи с глобализацией рынка. Как для усиления позитивных тенденций, так и для своевременного выявления негативных моментов. Первое касается того, что нужно отслеживать, как на практике реализуются экономические возможности, которые приобретает Россия в ВТО. Во-первых, это улучшение условий доступа на мировые рынки товаров, услуг и инвестиций. Во-вторых, приток в страну инвестиций, дешевых и качественных товаров, развитие конкуренции на внутреннем рынке. В-третьих, Россия получает возможность отстаивать свои национальные интересы при разработке правил торговли. Думаю, все согласятся, что ожидаемые плюсы от вступления в ВТО возрастут, если пресса будет уделять должное внимание этим явлениям, отражать их ход, защищать национальные экономические интересы.
Для чего нужны своевременные сигналы от прессы? Дело в том, что в рамках правовой системы ВТО существует возможность включать защитные рычаги, если, например, низкие импортные пошлины несут угрозу отечественному производителю. По правилам ВТО государство-участник каждые три года имеет право пересмотра своего пребывания в организации, в том числе в части изменения ставок ввозных таможенных пошлин. На конкретный товар ставка может варьироваться, при этом средняя арифметическая ставка ввозной пошлины по всем группам товаров должна оставаться неизменной.
Четкая позиция прессы требуется для защиты экономических интересов России как экспортера. Членство в ВТО не гарантирует защиты от введения государствами-участниками мер по ограничению экспорта российских товаров на свои рынки. Так, в отношении товаров Таможенного союза сегодня уже действуют 106 ограничений, введенных в разные годы. В их числе антидемпинговые расследования, введение акцизов на дискриминационной основе, квоты, дополнительные сборы, а также экономические и политические санкции в отношении Белоруссии.
Нам часто задают вопрос: "Что меняется в работе таможенной службы в связи со вступлением в ВТО?". Ответ краток: мы давно готовы к работе в этих условиях. Благодаря созданию Таможенного союза Россия уже полностью адаптировала таможенное законодательство под мировые стандарты. Таможенный союз изначально строился по правилам ВТО. Можно даже сказать, что по линии таможенной службы Россия в ВТО вступила еще в 1992 году, когда стала членом Всемирной таможенной организации. Все процедуры и операции, все таможенные посты готовы к работе в условиях глобального рынка. В том числе в таких чувствительных вопросах, как контроль таможенной стоимости и защита интеллектуальной собственности. По оценкам экспертов, около 80% мировой торговли связано с товарами, содержащими интеллектуальную собственность. Со вступлением России в ВТО ввоз таких товаров увеличится. С учетом этого роль таможенной службы в вопросах обеспечения защиты интеллектуальной собственности становится еще более значимой. И нам бы хотелось, чтобы мы больше защищали интеллектуальную собственность не по ввозимым товарам, а по товарам, которые экспортируют отечественные предприятия.