Автор:
Экономическая фантастика: какими будут налоги в 2030 году?
Закат офшоров, отказ от анонимности при расчетах, отмена НДС — к этому приведет развитие новых технологий и запрос общества на борьбу с коррупцией
В XIX — середине XX веков писатели-фантасты часто пытались предсказать состояние науки и техники через 30-50 лет. А что если представить, к чему придет налогообложение? Зачастую изменения в одной области можно предугадать по изменениям в других областях. Давайте задумаемся, какие важнейшие изменения произошли в нашей жизни за последние 20 лет. Интернет? Глобализация? Мобильные телефоны? Порассуждаем, как это повлияет на налоги.
Тектонический сдвиг: «демонетизация» и «деанонимизация»
За последние 20-30 лет произошел скачок в экономичности, скорости и надежности передачи, обработки и хранения информации. Вырос объем и расширился состав передаваемой информации. Причем немалую часть в этом потоке составляют данные о платежах.
20 лет назад физические лица платили почти исключительно наличными. Сегодня мы покупаем в интернете, платим банковскими картами и электронными деньгами. Следующим шагом будет появление устройств, позволяющих удобно производить платежи без банковских карт и принимать их без платежных терминалов. В большинстве развитых стран хождение наличных денег можно отменить (или ограничить мелочью) уже сегодня. Я думаю, читатели легко согласятся, что практически любой житель российского мегаполиса может ограничить наличные платежи считаными операциями в неделю. Вероятно, в переходе на «безнал» нам поможет Минфин, предлагающий ограничить расчеты наличными деньгами 600 000 рублей со следующего и 300 000 рублей с 2015 года.
Отмена наличного обращения будет означать, что строителям придется платить гастарбайтерам «белую» зарплату, магазины не смогут занижать выручку, фирмы-однодневки не смогут обналичивать деньги, полученные за липовые услуги и товары по завышенным ценам. Теневикам останется или пользоваться неудобными суррогатами (валютами других стран, анонимными электронными кошельками, «локальными валютами» и т.п.), или уходить в глубокую тень, или выдавливаться в «серую» область.
Где их будут ждать средства налоговой оптимизации, а также налоговики, вооруженные информацией, о которой их предшественники могли только мечтать.
Бухгалтерский и налоговый учет практически повсеместно автоматизированы, договоры с контрагентами обычно существуют в электронной форме. Люди переписываются по электронной почте, заходят на разные сайты, расплачиваются в интернете и не всегда отдают себе отчет, что современные вычислительные средства позволяют сверять и иным образом обрабатывать огромные массивы данных. Сегодня нет никаких технических препятствий для раскручивания длинных цепочек — выявления центров прибыли, фирм-однодневок и других распространенных «серых» схем. Для выявления фирм-могил НДС, например, можно обязать компании предоставлять книги покупок и продаж в электронной форме и начать устраивать массовые автоматические выверки данных налогоплательщиков.
Следует учитывать, что все больший объем информации становится доступен. Как много людей сегодня перед установлением отношений с новым контрагентом ищут информацию о нем в интернете? О человеке информация может найтись в прессе, LinkedIn, на Facebook, различных форумах. Если считать информацию, находящуюся в публичном доступе, о компании, как правило, многое могут сказать название, учредители, адрес регистрации. Непублично налоговые органы могут получить куда более широкие и точные данные (например, электронную переписку в рамках расследования уголовного дела). Критически важно, что техническая доступность и анализ такой информации очень дешевы и продолжают удешевляться.
Камни преткновения
Встает вопрос: почему этот рай для налоговиков (не решусь написать «налоговый рай») не наступил до сих пор? Как мне представляется, есть несколько причин.
· «Инерция мысли». Новое и необычное нелегко находит себе дорогу.
· Еще не отточенные технические возможности. Налоговые органы скажут, что у них маломощные компьютеры и мало квалифицированных сотрудников. Малые предприниматели — что платежные системы берут большие комиссионные за платежи банковскими картами. Список можно продолжать.
· Недостаток политической воли, обусловленный личной заинтересованностью некоторых чиновников, предпринимателей и менеджеров.
· Инстинктивное нежелание граждан и предприятий позволять государству слишком глубоко вникать в свои дела.
· Офшоры, или, в более широком смысле, «конкуренция юрисдикций».
Думаю, что указанные выше вопросы будут решаться комплексно, однако логическая последовательность также ясна. Осознание, что можно существенно повысить плотность налогового контроля, будет идти параллельно с усовершенствованием средств мониторинга и проверки. Политическая воля будет усиливаться по мере усугубления бюджетных проблем, вызванных не в последнюю очередь старением населения.
По моему мнению, наиболее существенную роль в искоренении наличных платежей и повышении налоговой прозрачности может сыграть решение трех следующих вопросов:
1. Вторжение государства в личную сферу вызывает подозрения и сопротивление. В первую очередь это затрагивает налогоплательщиков — физических лиц. В отношении предприятий этот вопрос будет играть роль, например, при получении доступа налоговыми органами к электронной переписке.
Но соблазн сопоставить расходы и доходы налогоплательщика очень высок, и я не вижу оснований полагать, что эта крепость продержится долго.
«Вы чиновник с зарплатой 60 000 рублей в месяц? Объясните, пожалуйста, как вы накопили 250 000 рублей на летнюю поездку в Италию и 150 000 рублей на катание на лыжах в Австрии. Да, и не нужно говорить про жену-предпринимателя. Мы ее уже спросили, какой вклад она привнесла в бизнес работодателя, что заработала на «феррари» и квартиру в Лондоне. Кстати, ваш сын затрудняется объяснить, где на школьных каникулах он заработал на обучение в Кембридже». За возможность задать такие вопросы тем, кто явно живет не по средствам, граждане, скорее всего, пойдут на повышение прозрачности и своих доходов.
2. Офшоры, а точнее «налоговый шопинг» приводит к миграции налогоплательщиков в юрисдикции с пониженным налоговым бременем. В будущем продолжится борьба двух тенденций: с одной стороны, глобализация поспособствует тому, что место фактического нахождения сотрудников и совершения сделок будет сложнее определить. С другой стороны, крупные страны продолжат давить на офшоры, а их местонахождение, в отличие от объектов налогообложения, определить легко.
3. Развитие электронных средств защиты информации — наименее очевидная, но и наиболее многообещающая, по моему мнению, «линия защиты» налоговых «оптимизаторов». Обсуждаемое появление квантовых компьютеров позволит в разы повысить защищенность данных от нежелательных наблюдателей. В частности, это может означать невозможность читать почту или прочитать жесткий диск налогоплательщика после нажатия «красной кнопки».